НАПК: Рада судей Украины не уполномочена предоставлять разъяснения по вопросам конфликта интересов у судей

11:35, 1 ноября 2022
НАПК: предоставление разъяснений по вопросам конфликта интересов у судей относится к полномочиям НАПК, а не Рады судей.
НАПК: Рада судей Украины не уполномочена предоставлять разъяснения по вопросам конфликта интересов у судей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) обновило Методические рекомендации по применению отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, соблюдению ограничений по предотвращению коррупции.

В частности, НАПК подчеркивает, что предоставление разъяснений по вопросам конфликта интересов у судей относится к полномочиям НАПК, а не Рады судей Украины.

Как отмечает Агентство, на судей распространяются требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Правила урегулирования конфликта интересов в деятельности судей определяются законами, регулирующими статус судей, и принципами организации деятельности судов (ч. 1 ст. 35-1 Закона).

Конфликт интересов в деятельности судей, откомандированных в Высший совет правосудия на время исполнения полномочий членов Высшего совета правосудия, разрешается в порядке урегулирования конфликта интересов, возникающего у лиц при работе в составе коллегиального органа (п. 6.7 раздела 6 Методических рекомендаций).

«Нормативно-правовым актом для судей является Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей»:

  • контроль за соблюдением требований законодательства об урегулировании конфликта интересов в деятельности судей возлагается на Раду судей Украины (п. 6 ч. 8 ст. 133);
  • РСУ принимает решение об урегулировании реального или потенциального конфликта интересов в деятельности судей, если конфликт интересов не может быть урегулирован в порядке, определенном процессуальным законом.

Других полномочий по этому вопросу Раде судей Украины не предоставлено. В частности, предоставление разъяснений по вопросам конфликта интересов у судей относится согласно закону к полномочиям Национального агентства», - считает НАПК.

Напомним, что позиция Рады судей Украины в этом вопросе противоположная.

 «Рада судей Украины является единственным компетентным органом по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности судей, к которому в соответствующих случаях могут обращаться судьи и другие представители судебной системы», - такое заключение ранее сделали в РСУ, реагируя на заявления Национального агентства по вопросам предотвращение коррупции о неполномочности РСУ давать разъяснения по применению законодательства Украины о конфликте интересов в деятельности судей и представителей судебной системы и его урегулировании (письмо главы РСУ Богдана Монича).

Конфликт интересов, который не может быть урегулирован в порядке, определенном процессуальным законом, включает случаи, в которых он возникает вне осуществления правосудия.

При наличии у судьи потенциального или реального конфликта интересов, не связанного с осуществлением им правосудия, судья обязан не позднее следующего рабочего дня с момента возникновения такого конфликта интересов в письменной форме сообщить об этом Раде судей Украины. После уведомления РСУ принимает меры по урегулированию конфликта интересов.

Разрешение конфликта интересов процессуальным способом определяется: ГПК, ХПК, КАСУ, УПК. Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрен процессуальный инструмент урегулирования конфликта интересов, как отвод/самоотвод.

Поскольку КУоАП не содержит положений об отводе/самоотводе судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях, судьям рекомендуется реализовывать право на самоотвод, применяя аналогию закона.

В случае возникновения конфликта интересов, который может быть урегулирован процессуальным способом (самоотвод, отвод), судья регулирует его самостоятельно без уведомления Рады судей Украины.

Также НАПК объяснило правила урегулирования конфликта интересов у судей Конституционного Суда Украины

«В случае возникновения конфликта интересов у судьи КСУ он не может участвовать в подготовке, рассмотрении и принятии решений, выполнять другие полномочия в вопросах, по которым у него есть конфликт интересов.

О конфликте интересов судья КСУ должен в течение 1 рабочего дня в письменном виде проинформировать КСУ и заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод судьи КСУ могут заявить лица, являющиеся участниками конституционного производства (ст. 60 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Отвод (самоотвод) применяется, в частности, если: судья КСУ непосредственно или косвенно заинтересован в результате рассмотрения дела; судья КСУ является членом семьи или близким родственником лиц, участвующих в деле; есть другие обстоятельства, вызывающие сомнение в объективности и беспристрастности судьи КСУ.

Неуведомление судьей КСУ о наличии у него реального конфликта интересов, совершении им действий или принятии решений в условиях реального конфликта интересов влечет ответственность согласно ст. 1727 КУоАП», - подчеркивает НАПК.

Еще один аспект, который затронул НАПК, касается получения стипендии при прохождении специальной подготовки в Национальной школе судей Украины.

Так, лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, являющегося кандидатом на должность судьи, проходит специальную подготовку в Национальной школе судей Украины с получением стипендии.

«Имеет ли место нарушение установленного п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона запрета заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью?

Нет, это не нарушение. Нормативное регулирование: Национальная школа судей Украины является государственным учреждением со специальным статусом, которое обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для судебной системы и осуществляет научно-исследовательскую деятельность (ст. 104 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»); по результатам специальной проверки Высшее квалификационная комиссия судей Украины принимает решение о направлении лиц, отвечающих установленным к кандидату на должность судьи требованиям, для прохождения специальной подготовки в Национальной школе судей Украины (ч. 3 ст. 74 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»); на период прохождения кандидатом подготовки по нему сохраняется основное место работы, выплачивается стипендия в размере должностного оклада помощника судьи местного суда. Срок прохождения специальной подготовки в Национальной школе судей Украины засчитывается в стаж профессиональной деятельности в сфере права (ч. 4 ст. 77 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»). Прохождение специальной подготовки в Национальной школе судей Украины не является деятельностью, направленной на получение дохода, и такая деятельность не нарушает ограничений, предусмотренных ст. 25 Закона», - подчеркнуло Агентство.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду