В Верховную Раду внесли законопроект о регистрируемых партнерствах для разнополых и однополых пар

12:31, 14 марта 2023
К регистрации законопроекта авторов побудило то, что ЛГБТ-военные, которые сейчас защищают Украину на фронте, и их партнеры, не имеют элементарных возможностей, которые есть у разнополых пар.
В Верховную Раду внесли законопроект о регистрируемых партнерствах для разнополых и однополых пар
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Украине может появиться альтернатива браку – регистрируемые партнерства. 13 марта в Верховной Раде зарегистрировали соответствующий законопроект 9103.

Как ранее анонсировала народный депутат Инна Совсун, регистрируемые партнерства — это новый институт для тех, кто не может или не хочет венчаться. Им могут воспользоваться военные и гражданские, однополые и разнополые пары.

«В случае поддержки Верховной Радой, законопроект наконец-то поможет парам определить взаимные права и обязанности, вопросы владения имуществом, наследства, социальной защиты, прав в случае смерти или исчезновения партнера или партнерши. Ничего экстраординарного. Все то, что всегда по умолчанию было доступно разнополым парам в Украине», – объясняет нардеп.

По ее словам, к регистрации законопроекта побудило прежде всего то, что ЛГБТ-военные, которые сейчас защищают Украину на фронте, и их партнеры, не имеют элементарных возможностей, имеющих разнополые пары – посетить в больнице, организовать похороны и т. д.

Соавторами проекта Закона об институте регистрируемых партнерств выступают также депутаты от «Слуги народа» – Никита Потураев, Александр Мережко, Елена Шуляк и другие.

В соответствии с законопроектом регистрируемым партнерством является зарегистрированный в определенном порядке добровольный семейный союз двух совершеннолетних лиц, одного или разного пола, в основе которого лежит взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимные права и коррелирующие с определением семьи обязанности в соответствии с нормами Семейного кодекса Украины.

При этом в законопроекте уточняется, что регистрируемое партнерство не является браком, а также то, что проживание лиц одной семьей не является регистрируемым партнерством, если соответствующий союз не зарегистрирован.

После государственной регистрации партнеры приобретают статус близких родственников, а именно члена семьи первой степени родства друг относительно друга, независимо от того, проживают ли они фактически вместе и ведут ли совместно домашнее хозяйство.

Регистрация партнерства проводится после 10 дней со дня подачи соответствующего заявления, а расторжение возможно как по совместному заявлению, так и по волеизъявлению одной из сторон (судом в порядке отдельного производства, при этом мер по примирению или установлению причин расторжения не проводится).

Проектом также предусмотрены положения о возможности регистрации партнерства при отсутствии одного лица или вне органа регистрации актов гражданского состояния (к примеру, когда лицо является военнослужащим).

Законопроект также содержит положения относительно договора регистрируемого партнерства и требований по его заключению.

Если в таком договоре не предусмотрено иное, то на имущество, приобретенное регистрируемыми партнерами за время пребывания в партнерстве, распространяется режим совместной собственности.

Проектом предусмотрены положения для социальной защиты партнеров, решен вопрос в случае пропажи без вести или смерти другого из партнеров (в том числе вопроса наследования).

Соответствующие положения о конкретных правах регистрируемых партнеров предусмотрены и в соответствующих заключительных положениях законопроекта, вносящих изменения в более чем 40 законодательных актов. Закон не регулирует вопрос отцовства регистрируемых партнеров.

«В Украине принятие законопроекта о партнерствах должно было состояться еще в 2017 году. Ведь в рамках евроинтеграционных процессов, правительство Украины обязалось ко ІІ кварталу 2017 года разработать законопроект о легализации зарегистрированного гражданского партнерства для разнополых и однополых пар.

Это было предусмотрено и Национальной стратегией в области прав человека на период до 2020 года и зафиксировано в Распоряжении правительства №1393 от 23 ноября 2015 года. Но законопроект так и не был принят в определенные сроки, поэтому обязанность его рассмотреть перенесли в новую Национальную стратегию в области прав человека, утвержденную 24 марта 2021 года.

В целях реализации стратегии был утвержден План действий на 2021-2023 годы, где закрепили обязательство ввести институт зарегистрированного гражданского партнерства до декабря 2023 года.

3 июня 2022 года на веб-сайте Президента Украины была опубликована петиция с просьбой безотлагательно обеспечить законодательную возможность регистрации семейных отношений лицами одного пола (№22/144562-эп). Уже 9 июля 2022 года эта петиция набрала необходимые 25 тысяч голосов.

Кроме того, с 4 по 16 января 2023 года National Democratic Institute провел общенациональный опрос, где среди прочего был задан вопрос, соглашаются ли опрошенные лица с утверждением, что ЛГБТ+ люди должны иметь право на гражданское партнерство. Соответствующее утверждение поддержали 56% опрошенных, еще 8% ответили нейтрально.

Полномасштабное вторжение в Украину актуализировало внедрение института регистрируемых партнерств. Сейчас оно является насущной потребностью, учитывая угрозу жизни и здоровью людей из-за проведение боевых действий.

Прежде всего, это необходимо, чтобы защитить права военных. Поскольку тысячи из них не могут официально оформить свои отношения, потому что их партнеры или партнерши одного с ними пола. И потому в случаях ранения, пропажи без вести или гибели — их семьи и они сами не имеют достаточной юридической защиты со стороны государства. Также в защите нуждаются и гражданские, жизнь которых находится под постоянной угрозой из-за постоянных ракетных обстрелов России. Учитывая эту ситуацию, ввести регистрируемые партнерства следует безотлагательно. В этой связи был подготовлен этот проект Закона «Об институте регистрируемых партнерств», - отмечают авторы.

Напомним также, что 16 декабря 2021 года Верховная Рада приняла закон, согласно которому украинцы могут стать посмертными донорами органов по упрощенной процедуре. Более не требуется их нотариальное согласие на трансплантацию (законопроект 5831).

Так, в случае отсутствия второго супруга или близких родственников согласие на извлечение анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантатов из тела умершего лица запрашивается трансплант-координатором у лица, которое обязалось похоронить умершее лицо.

То есть, если лицо состоит в гражданском браке, то гражданский муж или жена, которого лицо могло бы назначить своим полномочным представителем, не имеют юридических рычагов повлиять на процесс трансплантации (только официальный муж/жена, дети, родители, родные брат или сестра, а также «лицо, которое обязалось похоронить», т. е., к примеру, та же больница, в которой человек умер).

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

 

Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Telegram канал Sud.ua
Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Оксана Мазурок
    Оксана Мазурок
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області
  • Роман Борисюк
    Роман Борисюк
    суддя Житомирського апеляційного суду
  • Анна Шевченко
    Анна Шевченко
    суддя Київського окружного адміністративного суду
  • Лариса Мар’єнко
    Лариса Мар’єнко
    суддя Харківського окружного адміністративного суду