Счетная палата, как и анонсировала, утвердила отчет о результатах аудита эффективности взимания и результативности контроля за уплатой военного сбора в бюджет.
Аудиторы обнаружили, что с августа 2014 года по 2022 год поступления военного сбора в госбюджет выросли более чем в 13 раз, а их доля в общих налогах – более чем в четыре раза. Однако суммы военного сбора, по мнению СП, могли быть значительно выше.
Как отметила Счетная палата, долг по военному сбору в государственный бюджет на 1 января 2023 года по сравнению с 2020 годом увеличился на 94,7 млн грн. (с 278 до 372 млн. гривен). Причиной стала неуплата плательщиками военного сбора, начисленного на самостоятельно задекларированные доходы, согласно представленным налоговым декларациям.
Среди основных причин ненадлежащего обеспечения налогооблагаемой базы специалисты Счетной палаты выделили, в частности, занижение или недекларирование дохода от продажи (обмена) движимого имущества.
К примеру, растет количество продаж люксовых автомобильных брендов (Porshe, Infiniti, Tesla) по цене металлолома – 658 транспортных средств продали за 2 млн грн, при этом уплатили 30,7 тыс. грн военного сбора. А электромобиль Tesla Model 3, который на авторынке, по расчету, стоит от 829 тыс. грн и более, по условиям договора, продали за 5 тыс. грн (75 грн военный сбор), занизив его стоимость в 166 раз, отмечает СП.
Недопоступления военного сбора в госбюджет вызваны недекларированием доходов от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду. Хотя средняя стоимость аренды жилья в Украине ежегодно растет, в 2021 году соответствующие доходы уменьшились почти на 19% по сравнению с предыдущим годом. В течение 2019-2021 украинцы задекларировали 8,3 млрд грн от аренды жилья, оплатив более 126 млн грн военного сбора.
Аудиторы Счетной палаты отмечают: военный сбор фактически дублирует положения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок уплаты НДФЛ. Отдельные положения нуждались в усовершенствовании и согласовании с законами.
Например, изменения в постановление, отменявшие военный сбор для военнослужащих и участников боевых действий, внесли только через восемь месяцев после вступления в силу соответствующего закона.
По этой причине налоговые агенты ГУ ГНС во Львовской области перечислили в госбюджет более 185 млн грн военного сбора по трехмесячному денежному довольствию (12,3 млрд грн) участников боевых действий и военнослужащих. Аудит показал, что в 2022 году военный сбор уплатили более 760 тыс. юридических лиц и ФЛП, а также почти 311 тыс. физлиц по результатам годового декларирования.
По сравнению с 2019 годом количество первых снизилось на 18%, вторых – на 32%. Среди причин: приостановка деятельности субъектов хозяйствования из-за военной агрессии России против Украины и временной оккупации отдельных территорий, а также сокращения количества граждан, которые обязаны подавать декларации об имущественном положении и доходах.
В частности, из-за закрытия доступа в Госреестр прав на недвижимое имущество и, соответственно, прекращения операций по купле-продаже недвижимости. Специалисты Счетной палаты установили, что данные ГНС о количестве плательщиков военного сбора неполны, поскольку не включают лиц, получающих доходы от предоставления в аренду недвижимости и наследования.
Также налоговики не имеют доступа к информации о получении украинцами переводов из-за границы и доходах, полученных за пределами Украины.
За отчетные 2019-2021 годы в территориальные органы ГНС подали 2,3 млн налоговых деклараций об имущественном положении и доходах (372,5 млрд грн), уплатив 3,2 млрд грн военного сбора, удержанного налоговым агентом, и 2,2 млрд грн, уплаченного налогоплательщиком самостоятельно по результату отчетного (налогового) года.
В основном это средства, полученные за пределами Украины, унаследованное или подаренное имущество, доходы от операций по продаже движимого и недвижимого имущества, чистый налогооблагаемый доход, полученный ФЛП от его деятельности, инвестиционная прибыль и доходы от предоставления имущества в лизинг, аренду и жилой наем.
Контрольное мероприятие по военному сбору Счетная палата провела впервые.
Военный сбор в Украине был введен временно в августе 2014 года для укрепления обороноспособности государства, а с начала 2015 года продлили срок его действия на неопределенное время для реформы Вооруженных сил Украины. И хотя введение военного сбора предусматривало его целевое назначение, поступления от его взимания входят в общий фонд государственного бюджета.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.