Усиление самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры: в Верховной Раде уже три альтернативных проекта

12:00, 7 октября 2023
Появился текст третьего законопроекта об усилении самостоятельности и автономности Специализированной антикоррупционной прокуратуры, который внесла глава Комитета ВР по антикоррупционной политике Анастасия Радина.
Усиление самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры: в Верховной Раде уже три альтернативных проекта
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В парламенте зарегистрирован уже третий законопроект об усилении самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП).

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», первый проект 10060 зарегистрировал 15 сентября Кабинет Министров. Он предусматривает предоставление САП статуса юридического лица публичного права, обладающего обособленным имуществом, которое является государственной собственностью, счета в госказначействе, предоставление полномочий руководителю САП самостоятельно определять структуру, штат и организацию деятельности САП и т. д.

Проект внесен за подписью министра юстиции Дениса Малюськи, который в конце августе анонсировал, что следующие четыре месяца будут чрезвычайно насыщены дискуссиями вокруг антикоррупционной инфраструктуры и «будет обсуждаться усиление возможности САП». Здесь будет происходить, как подчеркнул Денис Малюська, «поиск баланса между необходимостью предоставить управленческие рычаги влияния и полномочия руководителю САП, но при этом и не создать генерального прокурора №2, который выпадет за конституционные границы (хотя потенциал реформы может быть такой, кто там будет №2, не столь однозначно)».

Следует отметить и то, что план реформ «от Белого дома», переданный на Платформу доноров, предусматривает то, что Верховная Рада примет закон о реформировании САП в соответствии с параметрами структурного критерия МВФ. В частности, это усиление способности САП регулировать свою организационную деятельность и «уточнение отношений между руководителем САП и Генеральным прокурором для усиления процессуальной независимости САП по своим делам, а также предоставление САП отдельных полномочий по экстрадиции».

Впрочем, уже 29 сентября в парламенте появились альтернативные к законопроекту Правительства проекты.

Так, законопроект 10060-1 зарегистрировали народные депутаты от «Слуги народа» Владлен Неклюдов, Олег Арсенюк, Максим Павлюк, Елизавета Богуцкая и т.д. Их проект в большей степени посвящен регулированию конкурса для назначения руководителя САП. Также они предлагают установить, что образование Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляется Генеральным прокурором, а определение структуры и штата САП осуществляется ее руководителем.

Другой альтернативный законопроект 10060-2 внесли председатель Комитета Верховной Рады по антикоррупционной политике Анастасия Радина, председатель партии «Слуга народа» Елена Шуляк, народные депутаты Александра Устинова, Ярослав Железняк и Алексей Жмеренецкий.

В нем больше регулируется вопрос о самостоятельности САП от Офиса Генпрокурора.

Авторы определяют, что Специализированная антикоррупционная прокуратура является автономной в системе прокуратуры, имеет статус юридического лица, обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием. Штатная численность САП составляет не менее 15% установленной законом предельной численности центрального и территориальных управлений НАБУ. Определение структуры и штата Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляется ее руководителем.

Вопросы организации деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры решаются приказами, которые выдаются заместителем Генерального прокурора – руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры и являются обязательными к исполнению прокурорами и другими работниками САП.

Руководитель САП находится только в административном подчинении конкретно Генерального прокурора.

Генеральный прокурор, его первый заместитель и заместители (кроме руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры), не имеют права давать указания и осуществлять другие действия, относящиеся к реализации прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры их полномочий.

Полномочия прокурора в производстве по уголовным правонарушениям в случае их совершения руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляет Генеральный прокурор, а в случае их совершения другим прокурором САП – Генеральный прокурор или прокурор, определяемый Генпрокурором из числа своих заместителей.

Предлагается определить САП главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных на ее деятельность, а также предоставить руководителю САП полномочия определять сметы и ежемесячные размеры расходов в пределах расходов Государственного бюджета Украины на деятельность органа; предоставить руководителю САП доступ к государственной тайне по должности; предусмотреть для лица, исполняющего обязанности руководителя САП, наделение всеми его полномочиями (в т.ч. процессуальными) на время отсутствия руководителя; установить, что прокурором высшего уровня для САП является исключительно руководитель САП и его заместители, а в отношении заместителей – исключительно руководитель САП», - объясняют авторы.

Все три законопроекта находятся на проработке Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду