Быть или не быть валютному сбору в Украине?

14:27, 11 декабря 2012
Газета: 48(166)
Похоже, страсти вокруг налога (сбора) на валюту продолжают накаляться. Так, если законопроект №11433 от 16 ноября с. г., коим предлагалось ввести 15% сбор в Пенсионный фонд Украины на продажу наличной валюты физическими лицами, бесславно почил (20 ноября документ был отозван), то на смену ему 3 декабря пришло два одноименных законопроекта
Быть или не быть валютному сбору в Украине?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Похоже, страсти вокруг налога (сбора) на валюту продолжают накаляться. Так, если законопроект №11433 от 16 ноября с. г., коим предлагалось ввести 15% сбор в Пенсионный фонд Украины на продажу наличной валюты физическими лицами, бесславно почил (20 ноября документ был отозван), то на смену ему 3 декабря пришло два одноименных законопроекта – «О внесении изменений в некоторые Законы Украины об операциях с иностранной валютой» №11470, инициированный народным депутатом Валерием Шамановым, и №11470-1, предложенный Андреем Павловским. В настоящее время оба законопроекта переданы народным избранникам для ознакомления.

Основная идея документа – обязать обычных граждан, желающих «обменять» валюту на гривню, платить с этой операции 10% сбор в ПФУ. Об этом свидетельствуют предлагаемые дополнения в Закон «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (далее – Закон). В частности п. 3 ст. 1 названного Закона среди плательщиков сбора на обязательное государственное пенсионное страхование называет и физических лиц, осуществляющих операции по продаже иностранной валюты за наличную гривню. В свою очередь, объектом налогообложения для таких граждан будет сумма операции по продаже валюты (п. 2 ст. 2 Закона). Следует отметить, что упомянутая ст. 2 Закона предлагает не считать объектом налогообложения такие операции физлиц, как:

1)      продажа наличной иностранной валюты за наличную гривню, осуществляемая при получении наличными суммы перевода из-за границы, в сумме, не превышающей в гривневом эквиваленте 150 тыс. грн в течение календарного месяца.

Между строк. Учитывая пресловутую предприимчивость славянской натуры, вполне можно предположить такой вариант развития событий: гражданин, желающий обменять валюту в пределах обозначенной суммы, выезжает в ближайший заграничный населенный пункт и направляет самому себе денежный перевод в валюте, которую затем, по приезду в Украину, обналичивает в гривневом эквиваленте без уплаты сбора.

Пример: при желании обменять, скажем, $3 тыс. на национальную украинскую валюту сбор в ПФУ (в случае принятия законопроекта) составит – ни много ни мало – $300. Денежный перевод, скажем, отправленный Western Union, обойдется дешевле – комиссия за перевод в размере от $2500,01 до $3000 составляет $109. Согласитесь, даже с учетом, так сказать, транспортных расходов и конвертации валюты денежный перевод раза в полтора-два дешевле. Конечно, следует учитывать и различные ограничения на отправку/получение денежных средств, которые устанавливаются в каждом государстве, тем не менее, и тут выход всегда можно найти. Понятно, что обычный гражданин ради обмена $50–100 не будет пускаться в такую «аферу», а вот те, кто «накопил» внушительные валютные запасы… Так что можно предположить, что планируемый сбор от продажи валюты до бюджета ПФУ так и не дойдет.

2)      Продажа наличной иностранной валюты за наличную гривню, осуществляемая при снятии суммы вклада (депозита) с вкладного (депозитного) счета физлица, при условии, что соответствующая сумма находилась на этом счету не меньше 30 дней, и/или процентов по этому вкладу (депозиту).

Между строк. Граждане, давайте поднимем благосостояние отечественных банков и вложим «кубышку» на 30 дней в банк!

3)      Продажа наличной иностранной валюты за наличную гривню, полученную вследствие выплаты купонного дохода и от продажи или погашения казначейских обязательств, облигаций внутреннего государственного займа, номинированных в иностранной валюте, при условии ее продажи во время получения выплаты.

Между строк. Тут, пожалуй, ключевым моментом станет «продажа во время получения выплаты». Т. е. при продаже, к примеру, облигации внутреннего государственного займа выплату по ней нужно получать не в валюте, а в гривне, в противном случае придется заплатить 10%-ный сбор в ПФУ. Впору упомянуть и «заменитель доллара» – в октябре текущего года отделения «Ощадбанка» выпустили в оборот новый продукт – государственные валютные облигации номиналом 500 у. е. Обменять такую облигацию на доллары или получить купонный доход можно в любое время в течение двух лет – таков срок госзайма валютных средств у населения. В случае принятия законопроекта всем владельцам «заменителя доллара», желающим получить валюту на руки, придется оплатить предусмотренный сбор или получить гривневый эквивалент.

Цена вопроса

Вызывает некоторое недоумение предложенная законопроектом ставка сбора для физических лиц – 10% от суммы операции по продаже иностранной валюты за наличную гривню, установленная п. 2 ст. 4 законопроекта. Почему недоумение? А чем хуже гражданин, откладывающий несколько лет часть зарплаты и хранящий ее в долларовом эквиваленте, чем, скажем, субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий торговлю ювелирными изделиями из золота, платины и драгоценных камней, ставка сбора на обязательное государственное пенсионное страхование для которого составляет 5% от стоимости реализованных ювелирных изделий?

В качестве информации: для предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физлиц, которые приобрели право собственности на легковой автомобиль, подлежащий госрегистрации в подразделениях ГАИ, ставка сбора составляет 3% от стоимости автомобиля. В общем, чем обусловлена такая ставка сбора при продаже валюты гражданином, непонятно.

Компетентное мнение

Как указал автор законопроекта, предлагаемые изменения направлены на увеличение поступлений в ПФУ, снижение долларизации экономики и создание правовых предпосылок для возрастания доверия населения страны к национальной валюте Украины. Как говорится, благими намерениями…

Вместе с тем, Главное научно-экспертное управление в своем заключении отмечает, что законопроект не дает финансово-экономического обоснования, включая соответствующие расчеты установления именно 10%-ного сбора. Примечательно, что эксперты напомнили об уже имеющей в свое время место практике уплаты сбора в ПФУ с операций по купле-продаже валюты. В частности, в 1998 г. с целью полного погашения задолженности по выплате пенсий из средств ПФУ был принят Закон «О внесении изменений в Закон «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», которым сбор в ПФУ был установлен в 1% от суммы операции купли-продажи валюты юридическими и физлицами. В последующие годы эта ставка была снижена до 0,5%, и сбор уплачивался только при осуществлении безналичных операций по купле-продаже иностранной валюты за гривню. С 28 января 2011 г. уплата сбора с операций купли-продажи иностранной валюты была отменена.

Законопроект № 11470-1

Дабы не утомлять читателя подробностями депутатской мысли, отметим следующее. Этот законопроект призван улучшить финансовое состояние ПФУ и стимулировать прозрачный денежный оборот в гривне, «вернуть народу средства, изъятые в свою пользу валютными махинаторами», как значится в пояснительной записке. В отличие от своего собрата за №11470, законопроект №11470-1 напрямую не затрагивает интересы граждан, поскольку автор предлагает ввести 15% сбор в ПФУ от суммы операций по продаже иностранной валюты за наличную гривню только для юрлиц. Пока Главное управление не предоставило заключение по этому законопроекту, но смеем предположить, что и этот документ не найдет поддержки среди экспертов, во всяком случае, в редакции, в которой он был передан для ознакомления.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Кунець
    Олена Кунець
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Юлія Бойченко
    Юлія Бойченко
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду