Зачем деньги прокуратуре?

11:22, 25 декабря 2012
Газета: 50(168)
Некоторые депутаты и политики с целью саморекламы часто возмущаются по поводу выделения государством для прокуратуры той или иной суммы денег, которая, по их мнению, непомерно велика, особенно в условиях кризисных явлений в стране.
Зачем деньги прокуратуре?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Некоторые депутаты и политики с целью саморекламы часто возмущаются по поводу выделения государством для прокуратуры той или иной суммы денег, которая, по их мнению, непомерно велика, особенно в условиях кризисных явлений в стране. Гневные выпады на эту тему звучали с разных сторон и в адрес Верховной Рады шестого созыва, решившей выделить прокуратуре 174 млн грн с учетом необходимости практического внедрения нового Уголовного процессуального кодекса (УПК). Сегодня отдельные новоизбранные парламентарии седьмой каденции даже превосходят своих предыдущих коллег в жажде пиара на эту тему. Конечно, бить по таким целям, что называется, беспроигрышно, удобно и легко. Ведь напрягать мозги, привлекать интеллект в попытке продуцировать новые идеи здесь совсем необязательно – можно продолжать паразитировать на старой затертой теме бичевания наших «нерадивых» правоохранителей.

Однако подобным крикунам все же стоит проснуться и оглянуться вокруг. Вдруг они не заметили, что страна меняется, а вместе с ней процессами системных реформ охвачены и правоохранители. Если мы хотим жить по-европейски, а не прозябать, как ранее, если хотим иметь модернизированные, современного образца структуры правопорядка, эти реформы надо продвигать, адаптировать к жизни. А это не только вопрос реформирования законодательства, это также вопрос его материального обеспечения. Иметь прогрессивный закон – важно, но не менее важно, чтобы он мог реально выполняться на практике.

Отбросив в сторону популистские тирады некоторых политиков, попробуем проанализировать, так ли справедливы их упреки. Во-первых, хочется сразу парировать «лютующим» слугам народа, так как, предположительно, их знание и понимание сложности ситуации с внедрением принципиально нового УПК не так глубоки, а то и вовсе поверхностны. Во-вторых, для людей профессионально подготовленных и компетентных вполне понятно, что обозначенная выше сумма – это минимум для введения соответствующего программного и технического обеспечения новых положений УПК, в которых, по сути, отражены основополагающие моменты реформирования фундаментальных принципов уголовного процесса.

Прежде всего, речь идет о новелле УПК, касающейся создания Единого реестра досудебных расследований. Для широкой аудитории постараемся прояснить важность данного нововведения. В течение десятилетий органы прокуратуры исправляли ошибки в учете преступлений, боролись с попытками работников милиции исказить или «подправить» статистическую отчетность. Проблемы в работе информационных центров органов внутренних дел постоянно требовали усиленного внимания прокуроров. Неоднократно ставился вопрос о передаче таких центров в подчинение другим государственным органам.

Наконец, эта проблема решена. С 19 ноября текущего года в Украине работает единая отчетность о содеянных уголовных правонарушениях. Ответственность за ее введение была возложена Президентом на органы прокуратуры. Как утверждает Генпрокурор В. Пшонка, Единый реестр досудебных расследований, функционирующий сегодня в Украине, по своим характеристикам не имеет аналогов в странах СНД. В чем же революционность и важность применения нового реестра? Прежде всего, в упрощении начального этапа досудебного расследования путем внесения следователем или прокурором в течение 24 часов данных, изложенных в заявлении или сообщении об уголовном правонарушении, в Единый реестр досудебных расследований. В результате существовавшие до последнего времени этапы, которые, кстати, порождали массу жалоб и обращений граждан, а именно доследственная проверка и возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела будут исключены. Все процессуальные действия будут проводиться только после начала уголовного производства по делу. И это только один из примеров.

С 1992 г. правовая система, правоохранительные и судебные органы нуждались в обновлении и усовершенствовании уголовно-процессуального законодательства. Сегодня, в 2012 г., Украина получила принципиально новый УПК – современный и прогрессивный документ, созданный с учетом лучшего опыта других стран. Это настоящий прорыв для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы Украины. Мы все долго ждали такого события, и оно стало реальностью. Так что любые неконструктивные, непрофессиональные, поверхностные замечания в адрес тех, кто самым серьезным образом участвовал в его разработке и продвижении и будет способствовать его внедрению в жизнь, выглядят, по меньшей мере, неуместно. Также близоруко и безответственно выглядят упреки по поводу материального обеспечения нововведений, прописанных в УПК. Сегодня это не прихоть прокуроров – это жизненно необходимо для обеспечения реальной работы нового законодательства. К тому же, если смотреть шире, вряд ли польза от некоторых негодующих по обсуждаемому нами вопросу народных избранников соизмерима с сегодняшним вкладом, который вносят органы прокуратуры в дело развития страны.

Год скоро заканчивается, и прокурорским ведомством будут подводиться общие итоги. Но только за первое полугодие 2012 г. прокурорами по линии защиты экономических интересов государства было возмещено и предупреждено незаконных выплат из бюджета на сумму почти 6 млрд грн. Кроме того, в процессе исполнения находятся судебные решения еще на 5 млрд грн. Как нам кажется, такие аргументы более чем убедительны. В актуальный период важность вопросов наполнения и сохранения государственного бюджета для жизнеспособности страны вряд ли кому-то непонятна. В этой связи роль органов прокуратуры, их системная, последовательная работа по защите интересов государства, а значит, и его граждан, не должна быть недооценена. Одна из задач политиков – компетентно, взвешенно и продуманно высказывать инициативы в отношении любых вопросов, которые напрямую связаны со сложными процессами реформирования страны. Если они патриоты, а не временщики, они должны работать на развитие Украины, а не на ее пробуксовку и торможение. Политическая конъюнктура и популизм в таких делах представляются совершенно неуместными.

Эдуард Ефименко, председатель правления Всеукраинской общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией в органах государственной власти, правоохранительных органах, прокуратуре и судах», специально для «Судебно-юридической газеты»

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрій Калараш
    Андрій Калараш
    суддя Касаційного цивільного суду у складі Верховного Суду
  • Дмитро Мальцев
    Дмитро Мальцев
    заступник голови Шевченківського районного суду міста Києва
  • Любов Хилько
    Любов Хилько
    голова Кіровоградського окружного адміністративного суду