Руководитель аппарата Высшего админсуда Украины: «Суд является той организацией, в которой не может быть сомнений»

09:28, 30 марта 2013
Газета: 11 (179)
Административные суды продолжают анализировать положительные и
Руководитель аппарата Высшего админсуда Украины: «Суд является той организацией, в которой не может быть сомнений»

Административные суды продолжают анализировать положительные и отрицательные аспекты работы в прошедшем году. Напомним, что характерным аспектом является колоссальная загруженность работников аппарата судов поступающими материалами и документами. За 2012 г. объем документооборота только в Высшем административном суде Украины (далее – ВАСУ) составил 1,4 млн бумажных единиц.

Как удается справиться с такой нагрузкой не благодаря, а вопреки, «Судебно-юридической газете» рассказал руководитель аппарата ВАСУ, заслуженный экономист Украины Станислав Которобай.

 

СЮГ: – Станислав Васильевич, работа аппарата суда, без преувеличения, жизненно необходима для обеспечения нормального функционирования ВАСУ. В чем она заключается?

С. К.: – Действующим законом «О судоустройстве и статусе судей» четко определено, что аппарат осуществляет организационное обеспечение работы суда, а полномочиями, которые возложены на руководителя аппарата суда, являются надлежащее организационное обеспечение суда, судей, судебного процесса, функционирования автоматизированной системы документооборота. Вот эти перечисленные слагаемые в своей совокупности предопределяют функциональные полномочия и обязанности как конкретного работника, так и аппарата суда в целом.

Одной из ключевых обязанностей сотрудников аппарата является своевременное наполнение автоматизированной системы документооборота суда. В нее вносятся все осуществляемые действия и принятые решения по делам. Без этого невозможно сформировать статистическую отчетность и обеспечить прозрачность этапов движения дела в административном судопроизводстве.

Аппарат суда также принимает непосредственное участие в процессе подготовки административных дел к судебному рассмотрению. Следует подчеркнуть, что вопросами организационного обеспечения судебного процесса занимается 69% работников от общей штатной численности. Деятельность отделов обеспечения работы судебных палат способствовала рассмотрению и принятию судьями ВАСУ в 2012 г. более 109,5 тыс. окончательных решений.

Как известно, рассмотрение административных дел осуществляется в соответствии с процедурой и строками, предусмотренными законом, поэтому нормальное функционирование ВАСУ непосредственно зависит от надлежащей работы аппарата суда.

 

СЮГ: – Очевидно, что такая разноплановая деятельность требует компетентного руководства. Скажите, какие особенности присущи работе руководителя аппарата ВАСУ?

 

С. К.: – Не секрет, что я много лет работал директором департамента Минюста, который до 2002 г. занимался финансированием и материально-техническим обеспечением судов, поэтому работа на должности руководителя аппарата ВАСУ не оказалась для меня особо сложной. Но в ней есть и свои особенности, обусловленные спецификой как самой работы, так и законодательства, регулирующего ее основные принципы. В частности, речь идет о судебной реформе, с инициированием которой полномочия руководителя аппарата суда несколько расширились в плане кадрового обеспечения. Так, согласно новому законодательству, руководитель аппарата суда назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда, применяет к ним поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Раньше такими полномочиями обладал председатель суда. Таким образом, в кадровом обеспечении ответственность руководителя аппарата значительно возросла.

 

СЮГ: – Бесспорно, обеспечение функционирования административного судопроизводства требует выполнения разных по значению и наполнению функциональных задач. С чего начинается Ваш рабочий день?

 

С. К.: – Работа аппарата суда подразумевает большую нагрузку по обработке документов, которая ложится на плечи сотрудников. Безусловно, этот процесс не может проходить без сбоев, порождаемых разнообразными обстоятельствами, в т. ч. и так называемым человеческим фактором. Поэтому мой рабочий день начинается с общего анализа работы аппарата. В суде ведется ежедневный оперативный мониторинг поступления и распределения кассационных жалоб. Это дает возможность проследить, как выполняются требования ст. 214 КАСУ о сроках регистрации и передачи дел судьям. После этого я разрешаю возникшие накануне проблемные вопросы деятельности структурных подразделений и аппарата в целом. По таким вопросам безотлагательно принимаются решения, направленные на повышение эффективности работы аппарата.

 

СЮГ: – Какие меры предпринимаются для развития профессиональных навыков и знаний сотрудников?

 

С. К.: – Работа в этом направлении ведется постоянно. В частности, в 2012 г. в аппарате ВАСУ прошли стажировку на замещение соответствующих должностей государственных служащих 146 лиц: 96 работников аппарата и 50 работников других учреждений. По результатам стажировки 67 работников аппарата ВАСУ назначены на высшие должности в структурных подразделениях суда, 35 работников других государственных учреждений – на должности государственных служащих аппарата ВАСУ, 44 работника повысили квалификацию в аппарате суда. Также в прошлом году организованы подготовка и обучение 62 судей и 168 работников аппарата ВАСУ.

Работниками аппарата суда обеспечена организация 13 региональных семинаров, 4 из которых касались вопросов применения Налогового кодекса Украины и 9 – применение судами законодательства по выборам народных депутатов Украины.

 

СЮГ: – А есть какие-то проблемы в работе суда?

 

С.К.: – Безусловно. Прежде всего, это проблемы материально-технического обеспечения. В частности, речь идет о помещениях, необходимых для осуществления качественного судопроизводства. Большим успехом для ВАСУ стало переоборудование в прошлом году первого этажа под залы судебных заседаний с отдельным входом. Благодаря этому нам удалось обеспечить свободный доступ сторон, их представителей и других лиц, сохранив при этом автономию суда как органа, в котором, во избежание оказания давления на сотрудников, присутствие посторонних лиц должно быть ограничено. Коснулись ремонтные работы и здания суда в целом: были расширены и оборудованы скамейками коридоры, выделена комната для ознакомления с делами, а также комната для прессы, что сделало административный процесс не только доступней, но и удобней.

Далее, говоря о проблемах, нельзя не упомянуть автоматизированную систему документооборота, которая пока не стала эффективным помощником в ведении делопроизводства. В частности, это объясняется тем, что сотрудники аппарата прилагают слишком много усилий для ее наполнения, внося данные, которые уже были внесены в аналогичные системы в судах первой и второй инстанций. Следует отметить, что ежедневно в базу вносится информация по кассационным жалобам, число которых иногда достигает 500. При этом в качестве сторон в одном таком производстве могут быть задействованы 200 и более лиц.

В святи с этим является актуальным внедрение в окружных, апелляционных административных судах и ВАСУ единой автоматизированной системы документооборота, которая обеспечивала бы регистрацию всех этапов рассмотрения дела от суда первой до кассационной инстанции. Решение этой проблемы зависит, в первую очередь, от Судебной администрации Украины.

 

СЮГ: – Вот тут, наверное, и возникает проблема соблюдения процессуальных сроков, согласно которым дело должно быть зарегистрировано и передано на рассмотрение судье в течение 3 дней?

 

С. К.: – А вот с этим как раз все в полном порядке. Ситуация с несвоевременной регистрацией дел в ВАСУ отжила себя еще в 2008 г. Именно тогда мною совместно со специалистами суда был разработан график регистрации имеющихся на тот момент дел, согласно которому они и были зарегистрированы в кратчайшие сроки. В связи с этим Верховный Суд Украины в свое время отмечал четкость и отлаженность работы аппарата ВАСУ.

 

СЮГ: – Очевидно, такая работа требует достойной оплаты. Неужели она может осуществляться всего за 1147 грн, которые, как стало известно СЮГ, получают государственные служащие в судах?

 

С. К.: – Это положение больше касается сотрудников аппарата апелляционных и окружных административных судов. Не следует забывать, что ВАСУ является судом высшего уровня, поэтому и заработная плата сотрудников несколько выше.

 

СЮГ: – Наверное, на Вашу долю как руководителя приходится гораздо больше обязанностей, чем на других сотрудников аппарата суда. Часто ли Вы задерживаетесь на работе после окончания рабочего дня?

 

С. К.: – Я глубоко убежден, что человек, по тем или иным причинам лишенный полноценного отдыха, не может продуктивно работать. Поэтому я лично принимаю все возможные меры для того, чтобы ни мне, ни моим сотрудникам не приходилось работать сверхурочно. Думаю, полноценный отдых в кругу семьи или друзей является неотъемлемой составляющей качественного процесса работы, что, в свою очередь, улучшает общую атмосферу в аппарате ВАСУ.

Не скрою, отдельные работники остаются работать по окончании рабочего времени и выходят на работу в выходные дни. График работы изменяется и во время избирательных кампаний.

В завершение хочу сказать, что аппарат ВАСУ в целом выполняет свою работу на достаточно высоком уровне, всячески способствуя тому, чтобы суд стал органом, имеющим беспрекословный авторитет. Но это зависит не только от судей и сотрудников аппарата. Многое зависит также от истцов и ответчиков в административных делах, средств массовой информации, которые освещают наиболее резонансные дела, а также от всего общества в целом, поскольку каждый должен понимать: в суд приходят с одной целью – восстановить законность и справедливость.

 

Беседовала Катерина Беляева,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Столичне управління юстиції прозвітувало про свою роботу
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрей Сипака
    Андрей Сипака
    судья Запорожского окружного административного суда