Служба пробации: новое – хорошо забытое старое

13:01, 20 мая 2013
Газета: 17-18 (185-186)
Итак, пробация – это вид условного наказания, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор
Служба пробации: новое – хорошо забытое старое

В последнее время мы часто слышим, что Украина движется по пути разного рода реформ, чтобы стать независимой, богатой, демократичной, свободной и развитой страной. Мы ищем, учимся, перенимаем европейский опыт и частенько забываем, что нужно просто осмотреться, ведь самое нужное давно придумано лишь и требует доработки с учетом требований времени. Ярким примером в этом плане является служба пробации, о которой сегодня так много говорят. Давайте попробуем разобраться, что в поступивших предложениях новое, а что – хорошо забытое старое, требующее усовершенствования.

 

Что такое пробация?

 

Итак, пробация – это вид условного наказания, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов. Ничего нового: в Украине еще с советских времен уголовное законодательство содержит нормы, предусматривающие освобождение от отбывания наказания с испытанием, если суд, учитывая тяжесть преступления, личность виновного и другие обстоятельства дела, придет к выводу о возможности исправления осужденного без лишения его свободы. В этом случае он освобождает осужденного от отбывания назначенного реального наказания, если тот в течение установленного испытательного срока не совершит нового преступления и будет выполнять возложенные на него обязанности. Из этого следует, что основа уже есть – нужно лишь детально рассмотреть плюсы и минусы существующей системы и сделать ее более полной и эффективной.

Пробацию как возможный отдельный правовой институт необходимо рассматривать в различных аспектах: как вид уголовного наказания; как систему исполнения альтернативного наказания; как меру для предупреждения преступности; как процесс исправления осужденного; как форму социально-правового контроля. Суть пробации состоит в надзоре за поведением подследственного или осужденного, выполнением им обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им повторных преступлений.

Из этого видно, что пробация – понятие более обширное, поэтому требует для выполнения своих задач больших средств и затрат. И Украина нуждается в подобной реформе, т. к. исправление поведения незаконопослушных граждан должно начинаться с изменения их сознания и даже менталитета. Но готова ли наша страна поменять не только название, но и суть, причем сделать это правильно?

 

Не выпасть из социума

 

Человеку, совершившему преступление, гуманно дают возможность осмыслить свое поведение и сделать выводы. При этом он не оторван от семьи и привычной среды обитания, а значит, не выпадает из социума. Есть общая заинтересованность в таком подходе как преступника, так и государства (общества). Содержание огромного количества осужденных в местах лишения свободы тяжким бременем ложится на бюджет государства и, в частности, на его законопослушных граждан как налогоплательщиков, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды.

Согласно официальной статистике Государственной пенитенциарной службы Украины, по состоянию на I квартал 2013 г. в исправительных учреждениях разного вида содержатся 143283 человека. Эта цифра наводит на размышления. Судя по той же статистике, в 32 действующих следственных изоляторах содержатся 27542 лица на стадиях: досудебного расследования – 1766 человек; судебного расследования (до вынесения приговора) – 12673 человека.

Конечно, содержать такое количество осужденных тяжело, и если грамотно создать службу пробации и правильно наладить ее работу, это даст возможность возвращать обществу полноценных граждан, осознавших свою вину без «тюремной школы». Хотя это также требует немало средств, но дает лучший результат. Ведь такой подход позволяет не только устранить последствия противоправных деяний, но и найти их причину, донести до сознания преступника пагубность выбранной им линии поведения, оказать ему реальную помощь в процессе перевоспитания. Однако для этого нужно сломать старые стереотипы и работать на результат, что также невозможно без разного вида вложений.

 

Необходимо менять закон

 

Прежде всего, существует необходимость в изменении законодательной базы под службу пробации, установлении принципов проведения таковой, которые не противоречили бы Конституции Украины. Должны быть выработаны и введены в национальную науку уголовного права следующие основные понятия: пробация, досудебная пробация, постпенитенциарная пробация, служба пробации и пр.

В обязанности службы могли бы входить такие функция, как поиск возможности примирения сторон (потерпевшего и обвиняемого) и освобождение от уголовной ответственности в случае устранения взаимных претензий. Эта функция может быть осуществлена только при условии, что служба пробации будет вступать в процесс уже на стадии досудебного расследования, а не так, как при действующем законодательстве, когда уголовно-исполнительная инспекция призвана только исполнять уже существующий приговор в отношении осужденного.

Еще одной из задач службы могло бы стать составление досудебной характеристики на подсудимого, что предполагает общение с ним, его родными и близкими, соседями, а также посещение мест его учебной или трудовой деятельности. В общем, нужно провести большую работу, чтобы сделать вывод, что это за человек и почему он нарушил закон. Подобный отчет формирует целостную картину о подсудимом и помогает суду объективно определиться с мерой наказания. Также в досудебном докладе должна даваться оценка риска в отношении возможности совершения подследственным повторного уголовного преступления.

С целью осуществления подобных перемен были проведены публичные общественные обсуждения Государственной пенитенциарной службы Украины, направленные на изучение проекта целевой государственной программы реформирования Уголовно-исполнительной службы Украины на 2013–2017 гг. Но это только начало, ведь нужно еще урегулировать множество вопросов. Должны быть четко расписаны права и обязанности субъектов пробации. Определяя применение пробации к лицу, совершившему преступное деяние, следует учитывать личностные характеристики преступника. Для этого в штате службы наряду с юристами должны работать психологи. Тот же штат психологов должен будет выполнять основную функцию по ресоциализации осужденного. Для этого нужно будет создать условия, способствующие оказанию психологической помощи.

У юриста, в свою очередь, должна быть возможность оказать осужденному социальную помощь. Ведь нередко человек идет на преступление, не имея возможности работать и жить нормальной жизнью. Ему необходима помощь в получении документов, удостоверяющих его личность. Часто человек нуждается в элементарной поддержке, ему нужно помочь в поисках работы или освоении какой-нибудь специальности. Также довольно часто есть необходимость в предоставлении хотя бы временного жилья нуждающимся или оказании медицинской помощи. Отдельное внимание следует уделить категории несовершеннолетних, конфликтующих с законом, поскольку часто причины этого кроются в неблагополучной семье, где воспитывается такой подросток. Здесь с сотрудниками службы пробации в полной мере должны работать коллеги из служб МВД, занимающиеся детьми и молодежью.

Отдельная категория лиц, также нуждающихся в помощи службы пробации – это граждане, отбывшие наказание в местах лишения свободы. Часто за хорошее поведение они возвращаются в общество условно-досрочно, но не всегда их кто-то ждет и может помочь хотя бы в первое время. Совместная работа юриста и психолога, а также социальных служб должна быть направлена на оказание поддержки таким бывшим осужденным, что значительно снизит уровень рецидивной преступности.

Все это требует сильнейшей законодательной базы и, конечно, значительных финансовых затрат, но в итоге принесет огромные дивиденды в виде улучшения криминогенной обстановки в стране и оздоровления нашего общества. Но, возвращаясь к сказанному, задача государства – обеспечить материальную базу для того, чтобы работа не сводилась только к бумажным отчетам, как это нередко получается.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Ирина Литвинюк
    Ирина Литвинюк
    судья Апелляционного суда Черновицкой области
  • Виктор Колесник
    Виктор Колесник
    судья Конституционного Суда Украины
Новости онлайн