Автоперевозчиков ожидают новые правила работы

15:43, 22 ноября 2013
Газета: 46 (214)
Участники дискуссии на тему «Новые правила автоперевозок: акценты и риски» рассмотрели законопроект «О перевозках на такси», разработанный Мининфраструктуры...
Автоперевозчиков ожидают новые правила работы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Министерство инфраструктуры Украины задалось целью реформировать украинский рынок автоперевозок. Экспертами министерства был разработан законопроект «Об автомобильном транспорте», который предполагает усовершенствование законодательного регулирования этой отрасли. В пояснительной записке к законопроекту указано, что особенностью рынка услуг автомобильного транспорта Украины является функционирование около 120 тыс. мелких перевозчиков с количеством транспортных средств от 1 до 10, которые, по мнению экспертов, не обеспечивают достаточного уровня качества и безопасности услуг. Они не имеют собственной производственной базы, средств на надлежащее содержание подвижного состава, специалистов с профильным образованием, не знают требований законодательства относительно безопасной организации транспортного процесса. Структура подвижного состава этих перевозчиков не отвечает требованиям пассажировместимости и грузоподъемности, а также экологическим нормам. Почти 50% подвижного состава исчерпала нормативный срок службы и эксплуатируется свыше 10 лет.

Обсуждению этих и других проблем автоперевозок была посвящена дискуссия не тему: «Новые правила автоперевозок: акценты и риски», проведенная 19 ноября с. г. общественным советом при Государственной службе Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства при информационной поддержке «Судебно-юридической газеты».

В дискуссии приняли участие заместитель главы Госпредпринимательства Олег Шейко, глава общественного комитета транспортной безопасности Юрий Папировый, директор департамента автомобильного транспорта Министерства инфраструктуры Дмитрий Петухов, руководитель отдела внутренних перевозок департамента автомобильного транспорта Мининфраструктуры Владимир Балин, независимые эксперты и представители бизнеса. В ходе обсуждения его участники сосредоточили внимание на вопросах соответствия положений законопроекта европейским стандартам, на перспективах развития отношений предпринимателей и контролирующих органов, а также на мерах по предотвращению монополизации рынка.

Евровзгляд на автотранспорт

В частности, было отмечено, что принятие закона об автотранспорте обусловлено двумя чрезвычайно важными факторами. С одной стороны, это Программа экономических реформ на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденная Указом Президента Украины №187 от 12.03.2012, положения которой предписывают законодателю реформировать данную отрасль, с другой – предстоящее возможное подписание Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом.

Дело в том, что в странах ЕС установлены общие правила относительно условий, которые должны соблюдаться при осуществлении деятельности по автомобильным перевозкам. Эти условия определенны регламентом (ЕС) №1071/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 21.10.2009, который предусматривает, что для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильные перевозчики должны иметь хорошую репутацию, соответствующее финансовое положение и необходимую профессиональную компетентность. По мнению авторов законопроекта, имплементация этих требований в законодательство Украины будет способствовать привлечению к предоставлению услуг перевозчиков, которые по своим профессиональным и финансовым возможностям смогут предоставлять качественные и безопасные услуги.

В тексте законопроекта детально прописаны особенности лицензирования на автомобильном транспорте, восстановлено лицензирование грузовых перевозок и проведение контрольно-надзорных мероприятий. Кроме этого, законопроект предполагает:

  • введение порядка открытия, закрытия, изменения автобусных маршрутов общего пользования на основе изучения пассажиропотока, а также порядка формирования сети автобусных маршрутов;
  • ведение реестров автобусных маршрутов;
  • определение в объектах конкурса высокорентабельных и социальных нерентабельных маршрутов в одном пакете;
  • обеспечение доступности автобусов и инфраструктуры автотранспорта для лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • упрощение порядка взаиморасчетов с перевозчиками на основе фиксированной ставки;
  • определение дополнительных требований к перевозке организованных групп детей;
  • обеспечение контроля выполнения условий перевозок по договору путем введения диспетчеризации движения автобусов с применением системы глобального позиционирования (GPS). Напомним, что сегодня все перевозки выполняются без контроля со стороны организатора или заказчика.

Сначала деньги, потом безопасность

Немалое внимание в законопроекте уделено и безопасности автоперевозок. С этой целью предусматривается:

  • установление требований по профессиональной компетентности и ответственности персонала и водителей;
  • введение стандартов крепления грузов;
  • нормирование требований по перевозке отдельных видов грузов (опасных, скоропортящихся, крупногабаритных и тяжеловесных);
  • построение системы управления безопасностью перевозок с учетом требований международных стандартов ISO серии 39000;
  • внедрение технического расследования причин ДТП;
  • обеспечение безопасности конструкции и технического состояния транспортных средств путем реформирования системы технического регулирования в соответствии с Женевским соглашением 1958 г. (Авторы законопроекта надеются законодательно урегулировать имплементацию 89 правил ЕЭК ООН Женевского соглашения, которые охватывают требования 70 директив ЕС (консолидированная директива 2007/46/ЕС);
  • оборудование транспортных средств современными средствами объективного контроля, системами активной и пассивной безопасности (ограничители скорости, тахографы, ремни безопасности, системы спутникового мониторинга).

Правда, в ходе дискуссии выяснилось, что авторы законопроекта забыли о финансовой составляющей внедрения предложенных изменений. Об этом государственным мужам напомнили сами автоперевозчики. По их словам, автоперевозки пассажиров на Украине априори являются нерентабельными. «Нельзя, – подчеркнули бизнесмены, – требовать выведения на маршруты комфортабельных и безопасных автобусов при том, что оплата за проезд в них будет составлять 2 грн. Это может позволить себе только экономически обеспеченное государство, которое возмещает перевозчику часть оплаты за проезд пассажиров». По убеждению автоперевозчиков, на данный момент предприниматели не смогут за свой счет (на что, собственно, и рассчитывают авторы законопроекта) обновить парки или установить на старых автомобилях требуемые технологические приспособления. Кроме того, принимая во внимание современные условия развития рынка автоперевозок, предприниматели сомневаются и в способности данного бизнеса к самоуправлению. А ведь именно на формирование самоуправляемой модели автоперевозок и направлены усилия реформаторов данной сферы.

Самоуправление своими силами?

Не смогли убедить предпринимателей в возможности саморегулирования ни международный опыт (законопроект об автоперевозках, разработанный в Российской Федерации, в котором заложены основы саморегулирования), ни сентенция зампредседателя Госпредпринимательства Олега Шейко о том, что «саморегулирование – это не чья-то прихоть, а обязательный элемент экономики», ни отдельные положения законопроекта, которые, по мнению разработчиков, позволят:

  • уменьшить коррупцию путем более четкого определения норм государственного регулирования и распределения сферы ответственности между органами исполнительной власти;
  • увеличить финансовую устойчивость автопредприятий путем пересмотра тарифов при изменении условий производственной деятельности;
  • обеспечить прозрачное распределение субвенций путем публичного отчета органов местного самоуправления об объемах и получателях компенсаций;
  • урегулировать договоры с заказчиками о порядке предоставления перевозчиками услуг в случае выплаты компенсации в объемах, которые не соответствуют объемам льготных перевозок;
  • создать справедливые и прозрачные правила допуска на рынок путем внедрения условий добросовестной конкуренции: доброй репутации, финансовой состоятельности, профессиональной компетентности менеджера (управителя) перевозок;
  • усовершенствовать системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
  • повысить контроль качества автомобильного топлива и других эксплуатационных материалов;
  • ввести рыночный надзор и контроль производства транспортных средств и их составляющих частей.

Вызвали возмущение предпринимателей и суммы штрафов, предложенные разработчиками законопроекта. В частности, автоперевозчики были возмущены тем, что несвоевременная оплата штрафа может повлечь ответственность в виде штрафа на гораздо большую, чем в действующем законодательстве, сумму. Кроме этого, по их заверениям, разработчиками законопроекта не были учтены многие фундаментальные замечания и предложения, поступившие со стороны хозяйствующих субъектов, что делает принятие законопроекта в настоящей редакции просто невозможным. Однако справедливости ради следует отметить, что с необходимостью принятия закона об автотранспорте соглашаются как сторонники, так и противники законопроекта Мининфраструктуры. Очевидно, что ясность в их спор будет внесена с подачей законопроекта на рассмотрение Верховной Рады Украины.


Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ:

Юрий Папировый, глава общественного комитета транспортной безопасности

– Я хотел бы высказаться в поддержку обсуждаемого законопроекта. Проблемы, решение которых закладывается его разработчиками, достаточно актуальны. Нашу организацию радует то, что законопроект направлен на создание саморегулируемой модели сектора автотранспортных перевозок, а также на обеспечение безопасности перевозок. В законопроекте учтены многие европейские нормы, в т. ч. и по безопасности. Хотелось бы, чтобы они все-таки начали работать, потому что на сегодняшний день ситуация с безопасностью автомобильного транспорта оставляет желать лучшего.

Как показывает статистика, нам предстоит еще много работать над безопасностью дорожного движения. И все большую роль в этом сегодня играют общественные самоуправляемые организации. В качестве примера хотел бы обратиться к законопроекту об автомобильном транспорте Российской Федерации, где заложены элементы саморегулирования автотранспортной деятельности по всем видам перевозок – пассажирским, на такси, опасных грузов и пр. Законопроект, по сути, предусматривает, что допуск к рынку таких перевозок должен осуществляться посредством членства в самоуправляемых организациях. Только они, согласно этому законопроекту, могут осуществлять обучение персонала, контроль за деятельность автоперевозчиков и т. д.

Дмитрий Петухов, директор департамента автомобильного транспорта Министерства инфраструктуры Украины

– Коротко хочу дать статистику по работе над законопроектами «Об автомобильном транспорте» и »О перевозках на такси». 6 июля 2012 г. был утвержден приказ Мининфраструктуры о создании рабочей группы, в состав которой вошли 97 специалистов – сотрудники министерства и общественных организаций. В дальнейшем эта рабочая группа была разделена на подгруппы. Подгруппа, работавшая над законопроектом о перевозках на такси, насчитывала 27 человек, 25 из которых являлись представителями служб такси и информационно-диспетчерских служб. Данной рабочей группой был написан проект закона, который включает 14 статей и регламентирует осуществление хозяйственной деятельности в сфере перевозок на такси. Актуальность данного законопроекта состоит, прежде всего, в том, что он закрепляет на законодательном уровне механизмы контроля за осуществлением перевозок на такси. Также в законопроекте тщательно прописаны права и обязанности водителя и пассажира такси и предусмотрена ответственность за ненадлежащие осуществление деятельности информационно-диспетчерских служб.


Автомобильный транспорт – отрасль, которая обеспечивает удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках пассажиров и/или грузов автомобильными транспортными средствами (п. 9 ст. 1 законопроекта «Об автомобильном транспорте)


Автомобильный перевозчик – юридическое лицо-субъект хозяйствования или физическое лицо-предприниматель, предоставляющие услуги по перевозкам пассажиров и/или грузов автомобильными транспортными средствами (п. 12 ст. 1 законопроекта «Об автомобильном транспорте)


Безопасность технического состояния – соответствие транспортного средства требованиям, установленным к его конструкции и эксплуатационным характеристикам в соответствии с законодательством и информационным обеспечением от производителя (п. 18 ст. 1 законопроекта «Об автомобильном транспорте)

Требования по времени управления транспортным средством и отдыха водителей устанавливаются согласно Европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств, которые выполняют международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и конвенции Международной организации труда №153 от 1979 г. о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте в части, не противоречащей ЕСТР (ст. 28 законопроекта «Об автомобильном транспорте)


На сегодня из 6,9 млн зарегистрированных в государстве легковых автомобилей 40,6 тыс. имеют право предоставлять услуги в режиме такси и 10,8 тыс. – на заказ

Участники дискуссии на тему «Новые правила автоперевозок: акценты и риски» рассмотрели законопроект «О перевозках на такси», разработанный Мининфраструктуры. Разработчики обосновывают актуальность этого законопроекта необходимостью решения ряда проблем, главные среди которых – теневое предоставление услуг по перевозке пассажиров, несоответствие транспортных средств требованиям, выдвигаемым к автомобилям такси, отсутствие четкой границы между таксомоторными перевозками и перевозками легковыми автомобилями на заказ, беспорядок в работе информационно-диспетчерских служб и т. д. Решать эти проблемы предполагается путем:

  • создания прозрачной системы работы на рынке таксомоторных перевозок;
  • нормативного урегулирования, гармонизации и системного совершенствования процедур выдачи документов разрешительного характера на перевозки пассажиров и/или их багажа на такси;
  • установления единых и четких правил перевозок пассажиров и/или их багажа на такси;
  • выдачи разрешений на перевозки на такси и на работу информационно-диспетчерских служб (ИДС), обеспечения обмена одной лицензионной карточки на одно разрешение такси;
  • определения четких требований к автомобилям такси, их оборудованию таксометрами и банковскими терминалами;
  • определения четких требований к ИДС;
  • определения типового договора между ИДС и автомобильным перевозчиком на такси;
  • формирования реестров разрешений такси и ИДС;
  • обязательного формирования сети стоянок такси;
  • эффективного контроля за работой в отрасли таксомоторных перевозок;
  • определения четких требований по безопасности водителей и пассажиров такси.

Этот законопроект не был поддержан предпринимателями, которые уверены в том, что его принятие в настоящей редакции только усугубит и без того плачевное положение сферы перевозок на такси.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду