Бесплатная правовая помощь: миф или реальность?

20:47, 28 ноября 2014
Газета: 46 (264)
Введение системы бесплатной правовой помощи по неуголовным делам может быть перенесено с 1 января 2015 на 1 января 2017 г. в связи с отсутствие средств в бюджете...
Бесплатная правовая помощь: миф или реальность?

Мария Дунай,
специально для «Судебно-юридической газеты»

Конституция Украины гарантирует право на правовую помощь. С целью практической реализации этого права в 2011 г. был принят Закон «О бесплатной правовой помощи» №3460-VI, который закрепил самостоятельное право лица, которое нуждается в дополнительной защите, получить в полном объеме бесплатную первичную правовую помощь, а также возможность определенной категории лиц получить бесплатную вторичную правовую помощь.

К сожалению, как и право на бесплатную медицину, образование и т. д., право на бесплатную юридическую помощь часто остается на бумаге. «Судебно-юридическая газета» попытался разобраться, кто имеет право получить юридическую помощь бесплатно, какую помощь человек может получить и где «прячутся» бесплатные юристы.

Основное о бесплатной правовой помощи

Бесплатная правовая помощь – юридическая помощь, гарантированная государством, которая полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета, местных бюджетов и других источников. В систему предоставления бесплатной правовой помощи входят координационный центр по оказанию правовой помощи, субъекты предоставления бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь разделяется на первичную и вторичную, и каждая из них имеет свои особенности.

Бесплатная первичная правовая помощь (БППП) – гарантированный государством вид бесплатной правовой помощи. Она заключается в консультировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае нарушения и порядке обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

БППП включает такие виды правовых услуг, как: предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных), оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации. На БППП имеют право все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины. Субъектами предоставления БППП являютсяорганы исполнительной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица частного права и специализированные учреждения.

Как получить бесплатную первичную правовую помощь

Необходимо подать обращение о предоставлении одного из видов правовых услуг, которые входят в БППП, в центральные или местные органы исполнительной власти, территориальные органы центральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления (в соответствии с их компетенцией). Указанные органы обязаны предоставить запрашиваемые юридические услуги, относящиеся к их компетенции, в течение 30 календарных дней со дня поступления обращения (ст. 10 Закона «О бесплатной правовой помощи»). В случае, если в обращении содержится только просьба о предоставлении соответствующей правовой информации, такая правовая помощь предоставляется в течение 15 дней.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут отказать. В случае, если в обращении затронуты вопросы, которые не относятся к компетенции органа, к которому поступило обращение, такой орган должен не отказать человеку, а переправить его обращение к соответствующему органу в течение 5 календарных дней, о чем сообщить заявителю.

Если при рассмотрении обращения о предоставлении БППП установлено, что лицо нуждается в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи, орган исполнительной власти или местного самоуправления обязан разъяснить лицу порядок предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Обращения, не касающиеся предоставления БППП, все равно должны быть рассмотрены в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан.

Стоит отметить, что органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается устанавливать плату за предоставление любого из видов правовых услуг, входящих в первичную правовую помощь, а также за выдачу лицам бланков заявлений, обращений, запросов, справок, других документов, представление которых предусмотрено законодательством для реализации прав и свобод человека и гражданина.

Вторичная бесплатная правовая помощь

Бесплатная вторичная правовая помощь (БВПП) – вид государственной гарантии, которая заключается в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию.

Виды правовых услуг, которые относятся к вторичной бесплатной помощи:

  • защита от обвинения;
  • осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на БВПП, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
  • составление документов процессуального характера.

Предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь:

  • адвокаты, включенные в реестр адвокатов, предоставляющих БВПП;
  • центры по предоставлению БВПП.

Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи являются неприбыльными организациями, которые финансируются за счет Госбюджета и других не запрещенных законодательством источников и пользуются правами юридических лиц, в т. ч. имеют свои собственные бланки и печати.

Стоит отметить, что региональные и местные центры по оказанию БВПП создает Минюст. Такие центры являются территориальными отделениями координационного центра по оказанию правовой помощи и образуются с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы, на территорию которой и будет распространяться их компетенция.

Получить бесплатную вторичную правовую помощь могут:

  • малообеспеченные лица, среднемесячный совокупный доход семьи которых ниже суммы прожиточного минимума, утвержденного Законом «О прожиточном минимуме» для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, а также инвалиды, получающие пенсию или пособие в размере менее 2 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц;
  • дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
  • лица, к которым применено административное задержание или административный арест;
  • лица, подозреваемые в совершении преступления, задержанные органами дознания и следствия;
  • лица, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;
  • лица, по делам которых в соответствии с законом участие защитника является обязательным;
  • лица, за которыми законами Украины уже закреплено право на бесплатную правовую помощь, а именно:
  • лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» (до момента принятия решения о предоставлении статуса беженца и в случае, если лицо оспаривает решение о статусе беженца);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
  • лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной;
  • лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований (по вопросам, связанным с их социальной защитой);
  • лица, в отношении которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица (во время судебного разбирательства);
  • лица, в отношении которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке (во время судебного разбирательства);
  • лица, реабилитированные в соответствии с законодательством Украины (по вопросам, связанным с реабилитацией);
  • граждане государств, с которыми Украина заключила соответствующие международные договоры о правовой помощи;
  • иностранцы и лица без гражданства в соответствии с международными договорами, участником которых является Украина, если такие договора обязывают государств-участников предоставлять определенным категориям лиц юридическую помощь.

Неработающие нормы Закона «О бесплатной правовой помощи»

Стоит отметить, что заключительными и переходными положениями Закона «О бесплатной правовой помощи» предусмотрено поэтапное вступление в силу некоторых его положений.

С 1 января 2013 г. началось предоставление бесплатной вторичной правовой помощи:

  • лицам, к которым применено административное задержание или административный арест;
  • лицам, которые задержаны по подозрению в совершении преступления;
  • лицам, которым в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей;
  • в уголовных процессах, по которым, в соответствии с положениями УПК, защитник привлекается следователем, прокурором, следственным судьей или судом для осуществления защиты по назначению или проведения отдельного процессуального действия.

С 1 января 2015 г. должно поэтапно начаться обеспечение предоставления бесплатной вторичной правовой помощи по неуголовным делам. Например, таким лицам, как инвалиды, беспризорные дети, беженцы и т. д.

Но есть одно «но» – реализация социально важных норм Закона «О бесплатной правовой помощи» оказалась в опасности в связи с регистрацией правительственного законопроекта №5185 от 21.10.2014 о внесении изменений в данный Закон относительно отсрочки вступления в силу некоторых его положений. В соответствии с законопроектом, введение системы бесплатной правовой помощи по неуголовным делам должно быть перенесено с 1 января 2015 на 1 января 2017 г. В пояснительной записке к законопроекту такая отсрочка объясняется простым отсутствием средств.

Нормы указного законопроекта кажутся еще более печальными, учитывая, что новым законом «О прокуратуре» с 24 апреля 2015 г. отменяются полномочия таких органов осуществлять представительство интересов граждан в суде (с некоторыми исключениями).

Стоит отметить, что кроме отсрочки, законопроект предлагает дополнить ст.27 Закона «О бесплатной правовой помощи» тезисом, что именно к полномочиям КМУ относится установление методики исчисления размера, порядка и условий оплаты деятельности субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Такое изменение необходимо для исчисления размера вознаграждения адвокатов, предоставляющих БВПП по административным, гражданским делам и по уголовным производствам.

Благо, выборы прошли, а в соответствии с ч.1 ст.95 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» законопроекты, не принятые ВР предыдущего созыва в первом чтении, считаются снятыми с рассмотрения и не рассматриваются ВР нового созыва. Таким образом, остается надеяться, что законопроект не зарегистрируют в парламенте снова.

***

Вроде бы так много гарантированных прав, вроде бы законы открыты для всех, а пример любого иска можно отыскать в интернете. Но почему люди все так же ходят из одного кабинета чиновника в другой и «медленно сходят с ума», пытаясь защитить свои права? Почему юридическая профессия продолжает процветать, как и во времена римского права? Может, потому, что меняется власть – меняются и законы, а может, потому, что наше право наполнено формализмами. Но факт остается фактом: квалифицированная юридическая помощь, особенно своевременная, нужна многим.

Если у Вас есть средства, найти юриста не проблема. Но что делать бабушке с пенсией в «3 копейки», которой надо отстоять свою жилплощадь? Что делать женщине с тремя детьми и без дохода, которая пытается подать на алименты? А внутренне переселенным лицам с их многочисленными юридическими проблемами? Все это объясняет важность именно бесплатной юридической помощи. Стоит отметить, что именно на таких вещах правительству не стоит экономить, чтобы не оставлять лиц, нуждающихся в правовой помощи, более чем на полтора года без таковой из-за невозможности оплатить услуги платных юристов.

Адреса и контактные телефоны общественных приемных по оказанию правовой помощи

Главное управление юстиции в Киеве

Адрес: Киев, ул. Бассейная, 1/2, 2-й эт., каб. 3

Контактный телефон: (044) 288-08-65 

Деснянское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Бальзака, 64

Контактный телефон: (044) 515-60-93 

Дарницкое районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Бажана, 7е

Контактный телефон: (044) 563-99-98 

Днепровское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Краковская, 20

Контактный телефон: (044) 292-97-10 

Голосеевское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Ломоносова, 22/15

Контактный телефон: (044) 258-81-03 

Оболонское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Полярная, 13а

Контактный телефон: (044) 462-33-50 

Печерское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Резницкая, 11б

Контактный телефон: (044) 280-79-92 

Подольское районное управление юстиции

Адрес: Киев, проспект Гонгадзе, 5-Б, лит. А

Контактный телефон: (044) 463-32-13 

Святошинское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Гната Юры, 9

Контактный телефон: (044) 407-11-36, 407-11-42 

Соломенское районное управление юстиции

Адрес: Киев, пр. Воздухофлотский, 40а

Контактный телефон: (044) 242-59-71 

Шевченковское районное управление юстиции

Адрес: Киев, ул. Саксаганского, 110

Контактный телефон: (044) 234-76-30 

График работы общественных приемных:

Вторник, четверг с 10.00 до 16.00


Состоялся конкурс по отбору адвокатов в систему бесплатной правовой помощи

Подведены итоги 6-го конкурса по отбору адвокатов, привлекаемых к оказанию бесплатной вторичной правовой помощи. Все 3 этапа конкурса успешно прошли 323 адвоката.

Адвокаты, набравшие необходимое количество баллов, будут включены в локальные реестры адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь. Минимальный проходной балл, достаточный для включения в реестр, составил 3,7 балла.

Так, всего для участия в шестом конкурсе было подано 463 заявления в 24 областях Украины и Киеве. На тестирование явились 430 адвокатов. По результатам всех трех этапов конкурса 323 адвоката набрали необходимое количество баллов для включения в реестры адвокатов, предоставляющих БВПП. Больше всего адвокатов отобрано в Днепропетровской (53), Харьковской (30) и Винницкой (21) областях. В трех областях, а именно Житомирской, Киевской и Черкасской в рамках 6-го конкурса в систему БПП не отобрано ни одного из 20 адвокатов, подавших заявления на участие в конкурсе в этих регионах.

Таким образом, в целом по Украине доля отобранных адвокатов из принявших участие в тестировании составляет 78%. В разрезе же регионов – в ряде областей этот показатель составляет от 91% до 100%, тогда как в Черновицкой области и Киеве лишь четверть претендентов прошли все этапы конкурса.

По мнению директора координационного центра по оказанию правовой помощи Андрея Вишневского, такое существенное отличие результатов в отдельных регионах может свидетельствовать как о разном уровне профессиональной квалификации претендентов, так и о неодинаковой степени объективности и соблюдения порядка проведения конкурса со стороны конкурсных комиссий. В обоих случаях очевидна необходимость существенного повышения требований при допуске к профессии адвоката.

«Порядок 6-го конкурса, как и предыдущих, не менялся, однако были несколько скорректированы критерии отбора через проходной балл – в этот раз он был самым высоким за все время проведения конкурсов. Это обусловлено последовательной ориентацией на отбор в систему лучших специалистов: высококвалифицированных, опытных и правильно мотивированных, – отметил А. Вишневский. – И все же результаты конкурса показали, что нам следует усовершенствовать процедуру и усилить независимое наблюдение за работой конкурсных комиссий. Это обязательно будет учтено при проведении следующих конкурсов».

Отдельно следует рассматривать ситуацию с проведением конкурса в Донецкой и Луганской областях (количество адвокатов, которые продолжают оказывать бесплатную вторичную правовую помощь в этих регионах, составляет лишь 47 и 18 соответственно), где тоже отбор прошли фактически 100% участников тестирования. В условиях, сложившихся в этих регионах в связи с боевыми действиями, многие из адвокатов оставили области и не ведут адвокатской деятельности на их территории. Поэтому, естественно, конкурсные комиссии в ходе 6-го конкурса были ориентированы на привлечение в систему как можно большего количества специалистов в этих регионах.


Бесплатная первичная правовая помощь включает:

  • предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам;

  • составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных);

  • оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Юрий Фурик
    Юрий Фурик
    судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел
  • Алина Сидорук
    Алина Сидорук
    судья Хозяйственного суда Тернопольской области
  • Олег Малиновский
    Олег Малиновский
    судья Апелляционного суда Киева
Новости онлайн