Игнорирование органами социальной защиты прав граждан на уплату налогов и сборов за автомобиль, полученный как гуманитарная помощь

17:10, 6 февраля 2015
Газета: 5 (273)
Почему при наличии судебного решения директором департамента труда и социальной защиты населения ставятся препятствия?
Игнорирование органами социальной защиты прав граждан на уплату налогов и сборов за автомобиль, полученный как гуманитарная помощь

Елена Петрушевская,
к. ю. н., специалист по вопросам
налогового права

На сегодняшний день весьма актуальным вопросом является обеспечение инвалидов автомобилями, ввезенными на территорию Украины как гуманитарная помощь. Большинство граждан воспользовались своим правом на получение автомобилей как гуманитарной помощи во время действия нормы п. 37 Порядка обеспечения инвалидов автомобилями, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины №999 от 8.09.1997. Им было предусмотрено, что после смерти инвалида автомобиль, которым он был обеспечен бесплатно или на льготных условиях, остается его семье и снимается с учета в органах социальной защиты населения. Т. е. действие этой нормы позволяло безвозмездно оставить автомобиль после смерти инвалида в пользовании его семьи.

Однако указанный Порядок был признан утратившим силу на основании постановления Кабинета министров Украины №999 от 19.06.2006. В соответствии с правовыми положениями п. 41 Порядка обеспечения инвалидов автомобилями, утвержденного этим постановлением (далее – Порядок 2006 г.), автомобиль, которым инвалид пользовался менее 10 лет, после смерти инвалида может быть передан в собственность членам его семьи по решению Минсоцполитики при условии уплаты налогов и сборов по ставкам, действующим на день таможенного оформления автомобиля.

Т. е. речь уже не шла о безвозмездной передаче членам семьи автомобиля, которым инвалид пользовался менее 10 лет. Из-за маневров законодательства и с учетом правовой позиции Верховного Суда Украины вопрос об изъятии после смерти инвалида у его семьи автомобиля, полученного инвалидом в качестве гуманитарной помощи, должен решаться на основании нормативно-правовых актов, действующих на время смерти инвалида, которому автомобиль предоставлялся. Если инвалид, который был обеспечен автомобилем, умер после 9 августа 2006 г. (дата вступления в силу постановления №999 от 19.07.2006), применяется Порядок 2006 г. С учетом его положений, члены семьи умершего инвалида имеют право на получение автомобиля после уплаты налогов и сборов по ставкам, действующими на момент его ввоза.

Казалось бы, Порядком 2006 г. четко устанавливается норма, при выполнении которой членам семьи умершего инвалида передается в собственность автомобиль, полученный инвалидом в качестве гуманитарной помощи. Однако органы социальной защиты населения совместно с Минсоцполитики Украины настолько обеспечивают реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, что если вы как член семьи умершего инвалида проявите желание и найдете возможность уплатить налоги и сборы за автомобиль с целью получения его в собственность, на вашем пути появится достаточно большое количество препятствий.

В частности, с такими препятствиями столкнулся истец в судебном деле №806/4472/14, который, имея на руках судебное решение, вступившее в законную силу, не может реализовать свое законное право на получение автомобиля в собственность как член семьи умершего инвалида при уплате всех налогов и сборов, поскольку сторонами судебного процесса, на которые возложена обязанность исполнения судебного решения – департаментом труда и социальной защиты населения Житомирской областной государственной администрации, Министерством социальной политики Украины вступившее в законную силу и обязательное к исполнению судебное решение игнорируется. При наличии такого прецедента у истца возникает вопрос: почему при наличии судебного решения от 11.12.2014 по делу №806/4472/14, вступившего в законную силу и обязательного для выполнения директором департамента труда и социальной защиты населения Житомирской областной государственной администрации Г. Коренной ставятся препятствия и не предоставляется справка-счет на уплату налогов и сборов за автомобиль?

Начальником отдела гуманитарной помощи Минсоцполитики Украины М.  Доценко на запрос «Судебно-юридической газеты» по этому вопросу был дан ответ, что начиная с 2012 г. по день обращения в суд истцом не совершались какие-либо действия, направленные на уплату налогов и сборов. Однако истец, обратившись в департамент труда и социальной защиты населения Житомирской областной государственной администрации по поводу уплаты таких налогов и сборов за автомобиль, получил отказ, который основывался на том, что ним был пропущен 6-месячный срок со дня смерти инвалида. Именно в связи с этим истец был вынужден обращаться в суд для восстановления и защиты своего нарушенного права.

Постановлением Кабинета министров Украины №1057 от 31.10.2012 были внесены изменения в Порядок обеспечения инвалидов автомобилями, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины №999 от 19.06.2006, в частности, абз. 7 п. 41 об обязанности уплаты членом семьи умершего инвалида налогов и сборов в течение 6 месяцев со дня смерти инвалида. Однако правовыми предписаниями этой нормы Порядка 2006 г. четко сделана юридическая привязка к обстоятельствам, которые наступают со дня смерти инвалида – именно это является юридическим фактом, т. е. тем событием, после которого на членов семьи инвалида возлагается обязанность уплаты налогов и сборов по ставкам, действующим на день осуществления таможенного оформления автомобиля. Как следствие, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, других обстоятельств в отношении возникновения другого юридического факта не предусматривают. Соответственно, ссылка на пропуск членом семьи умершего инвалида 6-месячного срока для уплаты налогов и сборов за автомобиль безосновательна, если день смерти инвалида наступил в период до 24.11.2012, т. е. даты вступления в силу постановления №1057, поскольку к правоотношениям, которые возникли до вступления этого постановления в силу, такой срок не применяется.

На сегодняшний день из сложившейся ситуации становится понятно, что для органов социальной защиты более привлекательным является именно изъятие автомобиля, ввезенного на территорию Украины как гуманитарная помощь, нежели обеспечение права членов семьи умершего инвалида на получение такого автомобиля даже при уплате налогов и сборов.

Это является подтверждающим примером того, что в настоящее время, несмотря на действующий Закон «Об очищении власти», который направлен на защиту верховенства права и прав человека в Украине, определенные должностные лица, занимающие должности в органах государственной власти, игнорируют права граждан и не выполняют судебные решения, которые вступили в законную силу и являются обязательными к исполнению.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Ирина Литвинюк
    Ирина Литвинюк
    судья Апелляционного суда Черновицкой области
  • Виктор Колесник
    Виктор Колесник
    судья Конституционного Суда Украины
Новости онлайн