Военное положение и чрезвычайная ситуация: в чем различие?

16:05, 13 февраля 2015
Газета: 6 (274)
Механизм введения чрезвычайной ситуации и военного положения одинаковый...
Военное положение и чрезвычайная ситуация: в чем различие?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Николай Белинский,
«Судебно-юридическая газета»

Недавно правительство Украины приняло решение о введении режима чрезвычайной ситуации на территориях Донецкой и Луганской областей и режима повышенной готовности на всей территории Украины. Также было сообщено о создании Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Большинство граждан задаются вопросом, почему ввели чрезвычайную ситуацию, а не военное положение, ведь по факту на Востоке Украины идет настоящая война, а значит, нужно вводить именно военное положение – это же не наводнение и не ураган. Попробуем разобраться.

Согласно с законами Украины «О правовом режиме военного положения» и »О правовом режиме чрезвычайной ситуации», принятыми в 2000 г., военное положение и чрезвычайная ситуация кое в чем схожи, поскольку описываются как особые правовые режимы, которые могут быть введены в Украине или ее отдельных местностях.

Причины и последствия

Различие состоит в причинах введения этих особых правовых режимов. Так, военное положение вводится «в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, угрозы государственной независимости Украины, ее территориальной целостности». Для введения чрезвычайного положения существует намного больше причин – к примеру, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, создающих угрозу жизни и здоровью граждан; осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения; возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов; блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами; попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия.

Механизм введения чрезвычайной ситуации и военного положения одинаковый: сначала Президент Украины подписывает указ, в котором излагаются причины, по которым в стране или на отдельных территориях должен быть введен особый правовой режим. Затем в течение 2 дней Этот Указ должна поддержать Верховная Рада.

В отличие от чрезвычайной ситуации, которая не может длиться дольше 60 дней, длительность военного положения в законе не оговаривается. Оно действует до тех пор, пока власти не будут уверены, что гражданам и территориальной целостности государства ничего не угрожает.

Ограничения для граждан

При военном положении, помимо прочего, вводится трудовая повинность – население по решению властей должно трудиться на благо Вооруженных Сил Украины и экономики страны. Предприятия переводятся в режим, необходимый для обороны государства, а личное имущество граждан может быть использовано для обеспечения безопасности. Вполне возможно, что некоторым гражданам придется предоставить свои квартиры для временного проживания военнослужащих и размещения воинских частей.

Кроме того, при введении военного положения гражданам запрещается без разрешений или удостоверений находиться в ночное и вечернее время в общественных местах, в т. ч. на улице. Устанавливается особый режим въезда и выезда, а для лиц без гражданства и иностранцев ограничивается свобода передвижения. При этом каждому следует быть готовым к проверке документов, осмотру личных вещей и авто по поводу и без повода. Для защиты людей предусматривается эвакуация из опасных мест. Также власти могут временно запретить деятельность общественных организаций и политических партий, если это, конечно, будет угрожать территориальной целостности государства и безопасности граждан. «Диванные войска» при военном положении «порадует» возможное отключение интернета. СМИ могут быть использованы для военных нужд, чтобы проводить разъяснительную работу с населением.

В Законе «О правовом режиме военного положения» говорится и о запрете на торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами. В эту же категорию попал алкоголь и все, что делается на спиртовой основе. Оружие и спиртные напитки «национализируют». Мужчины призывного возраста при смене места жительства должны будут отчитываться перед военкоматом, хотя это должно происходить и вне военного времени.

Очевидно, в случае введения военного положения из страны начнут уходить инвестиции. Фактически это означает роспуск ВР и приход к власти военного командования, а депутаты, безусловно, не хотят терять свои кресла и будут держаться за них до конца. Кроме того, подобные инициативы выгодны лишь РФ, поскольку для Украины это будет означать большие финансовые потери – воюющей стране кредиты никто давать не будет.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Андрей Тетерук, командир добровольческого батальона патрульной службы милиции особого назначения «Миротворец» ГУ МВД Украины в Киевской области, народный депутат Украины

– Чрезвычайная ситуация была введена для того, чтобы спасти украинскую экономику и ситуацию в целом. Нужно понимать, что если мы будем вводить военное положение, нам придется переводить на военные рельсы всю экономику, назначать военных комиссаров вместо городских глав, а также вводить некоторые ограничения для населения, начиная с комендантского часа и ограничений передвижения до принудительного изъятия транспортных средств. Более того, введение военного положения может привести к уничтожению нашей экономики, потому что она и так находится в очень тяжелом состоянии. Мы сами не готовы жить в условиях военного положения, а на боевиков или террористов это не повлияет никаким образом.

Множество стран мира (например, Израиль) в течение многих лет вели войны без введения каких-либо военных или чрезвычайных положений. Все с пониманием относились к тому, что есть проблема, и ее нужно решать. Чрезвычайная ситуация у нас сейчас введена в Донецкой и Луганской области и на территориях, приближенных к ним – мы должны понимать, что они также под угрозой. Любое решение, вынесенное на наивысшем уровне государства, тем более, если оно утверждено Президентом, обязательно для исполнения, несмотря на различные оценки социума, на то, что каждый имеет свое мнение. Сегодня государство ни политически, ни юридически, ни экономически на военное положение перейти не может.

Сергей Пашинский, председатель Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны

– Абсолютно понятно, что в случае полномасштабного наступления России мы введем военное положение и будем максимально мобилизовать наши ресурсы. На данном этапе такого наступления нет, но нам нужно готовиться к нему. Сейчас проходит мобилизация. Мы увеличили бюджет Минобороны в разы по сравнению с предыдущими годами. Также сейчас запущена программа модернизации нашей армии. Военное положение – это не панацея, и от того, что мы его введем, ни истребителей, ни пушек у нас не прибавится. Если ситуация будет меняться, конечно, мы будем принимать адекватные решения.

Но какие бы действия мы ни предпринимали, нужно анализировать все плюсы и минусы. В случае введения военного положения США не отправят к нам свои войска, и поляки не отправят. Какие минусы будут? Мы сейчас находимся в достаточно жесткой финансовой ситуации. Золотовалютные запасы падают, все труднее обеспечивать социальные выплаты. Введение военного положения приведет к двум вещам – коллапсу нашей валюты и заморозке работы с финансовыми донорами. Люди, которые говорят о военном положении, скорее всего, не понимают его последствий. Обязанность Президента и СНБО – анализировать все это и принимать оптимальные решения. Я не против военного положения, но мы должны сделать все, чтобы его не вводит.

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Луспеник
    Дмитро Луспеник
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді, секретар Пленуму Верховного Суду
  • Олег Кравців
    Олег Кравців
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Любов Калініченко
    Любов Калініченко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Тетяна Гребенюк
    Тетяна Гребенюк
    член Ради суддів України, суддя Господарського суду Харківської області
  • Олена Істоміна
    Олена Істоміна
    суддя Східного апеляційного господарського суду