Реформа вспять: таможню отделят от ГФС?

13:12, 8 февраля 2016
Газета: 5 (323)
Группа народных депутатов зарегистрировала в ВР законопроект №3763 «О Национальной таможенной службе Украины»...
Реформа вспять: таможню отделят от ГФС?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Деятельность таможни в Украине периодически подвергается экспериментам. В поисках лучшего варианта чиновники предлагают разные схемы работы данного ведомства. Одно время оно работало самостоятельно, ныне – в составе Государственной фискальной службы. Однако и тогда, и сейчас деятельность таможни подвергается критике. Сегодня опять стал актуальным вопрос, как наладить работу ведомства и в чем были ошибки.

Эксперименты над таможней

Напомним, что в декабре 2012 г. два самостоятельных ведомства – таможенную и налоговую службы – объединили в Министерство доходов и сборов под руководством Александра Клименко. После Революции Достоинства новое правительство в начале марта 2014 г. приняло решение о ликвидации Миндоходов, к тому времени прозванного в народе «доходным домом». На его базе была создана Государственная фискальная служба (ГФС), подчиненная Министерству финансов. В начале сентября 2015 г. Кабмин уволил с должности заместителя главы ГФС Константина Ликарчука, курировавшего таможенную службу. С тех пор этот пост пока остается вакантным, хотя глава ГФС Роман Насиров не единожды заявлял, что назначение будет сделано до конца 2015 г. По его словам, на указанную должность рассматривалось несколько претендентов-иностранцев.

Видимо, в продолжение проведения опытов над ведомством Премьер-министр Арсений Яценюк с июля 2015 г. неоднократно выступал за ускоренное проведение эксперимента по передаче ряда украинских таможен в управление опытным западным компаниям, правда, практической реализации эта инициатива пока не получила. Но поиск лучшего варианта работы таможенной службы не прекращается, и ныне широко обсуждается новая законодательная инициатива, сумевшая стать очередным «яблоком раздора» между парламентским Комитетом по налоговой и таможенной политике и Минфином.

Так, накануне запланированного визита в Украину технической миссии МВФ, которая намерена проинспектировать таможенное направление, группа народных депутатов от разных фракций («Блок Петра Порошенко», «Самопомощь», «Народный фронт», «Батькивщина» и др.) зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №3763 «О Национальной таможенной службе Украины». Документ предлагает разделить таможенников и налоговиков, т. е. вернуть тот вариант системы, который был до 2012 г. «Современное состояние осуществления таможенного дела свидетельствует о необходимости создания четкой, логической и контролируемой управленческой вертикали, организации и управления процессом таможенного контроля и таможенного оформления, эффективным противодействием контрабанде и нарушениям таможенных правил, расширением международного сотрудничества, в т. ч. введением совместного контроля с соседними странами», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, стоит отметить, что реформирование налоговой и таможенной служб – одно из условий получения Украиной очередного транша МВФ.

Борьба за влияние на таможню обещает стать нешуточной. И это понятно, ведь на кону не только контроль над официальными таможенными платежами, но и, как показывает практика, возможность контролировать неофициальные потоки, хотя с последними как раз и призван бороться вышеозначенный законопроект. В случае его принятия таможня может снова вернуть себе статус центрального органа исполнительной власти, подконтрольного Кабмину и, как говорят сами таможенники, наконец-то прекратить процесс поглощения налоговой службой. К тому же, как утверждают парламентарии, это будет принципиально новая служба. Согласно нормам законопроекта, руководителю таможни позволят иметь двух заместителей, назначать которых будет Кабмин по представлению Премьер-министра. В перечне основных задач самостоятельной таможни – таможенный контроль и сбор таможенных платежей, контроль за правильностью их начисления, экспортный контроль. В ведении таможни будут также верификация сертификатов о происхождении товаров, обмен информацией с таможенными органами других стран, защита прав интеллектуальной собственности, контроль за перемещением валюты. При этом таможенникам разрешат применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие.

Мнения за и против

Было бы неправильно говорить, что решение дать таможенной службе статус самостоятельной принимается единогласно как положительное. Министр финансов Украины Наталья Яресько одна из первых высказалась против такой законодательной инициативы. В ходе одной из пресс-конференций она отметила, что работу таких двух ведомств, как налоговая и таможенная службы, целесообразней организовывать в рамках одного ведомства. «Это позволит обеспечить лучшую оценку рисков по всем налогам и сборам и одновременно отслеживать действия налогоплательщиков, поможет устранить дублирование функций, снизить количество персонала, сделать более понятной систему, создать единое окно для уплаты налогов и сборов», – объяснила свою позицию Н. Яресько.

Итак, становится понятно, что минимум два ведомства, Минфин и ГФС – за объединенную службу, тогда как депутаты – против. Аргументов со стороны правительства тоже несколько. Во-первых, такую реформу они называют «шагом назад», так как вместо взятого курса на сокращение будет, наоборот, увеличен штат сотрудников. Отметим, один из аргументов в пользу независимой таможни от парламентариев – необходимость усиления внутреннего посттаможенного контроля за сомнительными перевозчиками и лицами на основании современной системы анализа рисков с целью недопущения незаконного перемещения оружия, боеприпасов, радиоактивных и ядовитых веществ. Депутаты уверены, что только самостоятельный и независимый орган способен справиться с такой задачей, и нарекают, что как раз сейчас системе безопасности уделено мало внимания, а если ведомство будет независимым, у него появятся необходимые ресурсы на оборудование и подготовку.

Однако мнение ГФС иное. Там уверены, что никакие функции таможни, в т. ч. касающиеся безопасности, из-за объединения не страдают, так как за безопасность границы отвечает пограничная служба. И приводят еще один аргумент в пользу эффективности объединенной службы – высокий уровень поступлений в бюджет. По оперативным данным, в 2015 г. в бюджет поступило 587,1 млрд грн, что на 162 млрд грн, или 38,1% больше, чем в 2014 г., констатирует ГФС. В частности, поступления от импортного НДС увеличились на 29,3%, плюс 31,5 млрд грн ввозной пошлины. В свою очередь, депутаты и эксперты сходятся во мнении: таможне не уделяют должного внимания, многие реформы остались на бумаге или на словах.

По оценке британского института Rеndеll, Украина занимает первое место в Европе по коэффициенту транзитности, который учитывает географическое положение и наличие коммуникаций. Через нашу страну проходят 4 международных транспортных коридора, самые удобные и короткие пути перевозки грузов из Азии в Европу. Тот же институт прогнозирует значительный рост товарооборота между странами Европы и Азии в ближайшие годы


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Татьяна Острикова, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики

– Сегодня фактически уничтожена таможенная составляющая в деятельности фискальной службы. В разное время в структуре центрального аппарата было от 6 до 9 профильных подразделений, которые занимались направлениями таможенного дела, такими как тарифная политика, таможенные платежи, нетарифное регулирование, классификация товаров, таможенные режимы и технологии, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, таможенная статистика и др. Сегодня из 24 департаментов таможенными делами занимается один. Такой подход свел на нет многолетние наработки. Таможня и налоговая в системе фискальной службы использовали разные информационные базы. Их интеграция не имела положительного эффекта, так как нуждалась в финансовом обеспечении на актуализацию баз и обновление техники.

Отмечу, что актуальным на сегодняшний день остается вопрос о статусе налоговой милиции. В соответствии с положением о Министерстве доходов и сборов, она была включена в структуру новообразованного органа. Такое решение законодателя противоречило норме Указа Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны от 15 февраля 2008 г. «О ходе реформирования системы уголовной юстиции и правоохранительных органов» относительно необходимости отделения налоговой милиции от ГНС. Данный Указ также предусматривал реорганизацию налоговой милиции в финансовую полицию как самостоятельный орган криминальной юстиции. Но таких изменений в ходе реформы не произошло. Впрочем, эффективность деятельности того или иного органа зависит не от его структуры и подчиненности, а от кадрового и материально-технического обеспечения, а также компетентности лиц, работающих в органе.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Татаринов
    Дмитро Татаринов
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Ірина Соломко
    Ірина Соломко
    суддя Чернігівського окружного адміністративного суду