Закон из мест лишения свободы

12:24, 22 февраля 2016
Газета: 7 (325)
Законодатель перепутал понятия «условия» и «режим» отбывания наказания?..
Закон из мест лишения свободы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Как известно, 26 ноября 2015 г. Верховная Рада Украины приняла законопроект №3413 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания)» (далее – Закон), одним из автором которого стала народный депутат Украины Надежда Савченко. В законную силу он вступил 24.12.2015, и уже сегодня можно оценить его нормы на практике – как положительные, так и отрицательные моменты.

Сразу отметим, что первые противоречия возникли с периодом действия Закона. Исходя из заключительных положений, он не имеет постоянного действия, является временным, одноразовым – что-то вроде амнистии, только условием для освобождения является не перечень статей, а факт содержания под стражей. Его положения могут быть применены ко всем лицам, в отношении которых на момент вступления его в силу вступили в законную силу обвинительные приговоры. Однако некоторые юристы толкуют эти положения как постоянные, исходя из общих принципов права, поскольку Закон направлен на улучшение и гуманизацию права.

Для того, чтобы попасть под действие Закона, осужденному необходимо подать ходатайство в суд, причем подавать такое прошение разрешается также членам семьи или защитнику осужденного.

Следует отметить, что Законе уже вызвал некий резонанс в обществе. Как утверждают эксперты, ее реализация способна вернуть страну к временам, когда процветали грабеж, насилие и убийства. Более того, по словам Валерия Кура, который в лихие 90-е годы занимал пост начальника управления ГУБОЗ МВД Украины и сегодня известен как «Киевский комиссар Каттани», данная законодательная инициатива проплачена криминальными авторитетами, отбывающими ныне наказание в местах лишения свободы.

Лица, уклоняющиеся от наказания и в связи с этим содержащиеся под стражей, получат льготы?

День за два

«Общеизвестным является тот факт, что условия отбывания наказания признанных виновными лиц в исправительных колониях разных уровней безопасности лучше, чем условия содержания в следственных изоляторах, где находятся лица, которые только подозреваются в совершении правонарушений. Хотя в соответствии с международной практикой, условия содержания под стражей во время предварительного заключения не могут быть более строгими назначенного судом наказания за уголовное преступление», – сказано в пояснительной записке к законопроекту. Законодатель решил устранить эту несправедливость отчасти благодаря этому документу. Улучшать условия пребывания в СИЗО дорого, поэтому решили узаконить особый порядок учета сроков предварительного заключения, как на вредном производстве, что поможет временно разгрузить учреждения исполнения наказаний.

Так, согласно Закону, зачисление судом срока предварительного заключения в случае осуждения к лишению свободы в пределах того же уголовного производства, в рамках которого к лицу было применено предварительное заключение, производится из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы. Однако как справедливо замечают многие эксперты, законодатель перепутал понятия «условия» и «режим» отбывания наказания. Условия, как уже было отмечено, в разных СИЗО Украины (как, впрочем, и в исправительных учреждениях) действительно разнятся, и в некоторых могут не отвечать требованиям законодательства, но это проблема экономического характера, и устранить ее подменой понятий невозможно.

Сама идея проекта по зачислению судом срока предварительного заключения «из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы», по мнению экспертов, не обоснована, и поэтому вызывает сомнения. Например, месяц предварительного заключения предлагается приравнять к 2 месяцам лишения свободы, 6 месяцев предварительного заключения – к году лишения свободы и т. д. Тем самым режим содержания в учреждениях предварительного заключения фактически признается значительно более строгим, чем режим в учреждениях исполнения наказаний в виде лишения свободы.

Однако с этим нельзя согласиться. И содержание под стражей, и отбывание наказания в виде лишения свободы характеризуются ограничением свободы личности. При этом режим в исправительных учреждениях нельзя считать более мягким, чем режим содержания лиц в учреждениях предварительного заключения. Даже навскидку можно обозначить, что количество свиданий для лиц, содержащихся в СИЗО – не менее 3 раз в месяц, а осужденным, которые находятся в участках усиленного контроля исправительных учреждений независимо от уровня безопасности, предоставляется одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное в три месяца. Осужденным, которые находятся в участках ресоциализации, предоставляется одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное в два месяца. Кроме того, лица, содержащиеся в СИЗО, имеют право, например, пользоваться телевизором, если его передали родственники, а осужденные в исправительных учреждениях не имеют такого права, и т. п.

Могут быть освобождены от дальнейшего отбывания наказания 6 тыс. человек, среди которых 3 тыс.осужденных за совершение тяжких преступлений и 1,8 тыс. – за совершение особо тяжких преступлений

Оценивая приемлемость закона, следует принимать во внимание и то, что мера пресечения в виде содержания под стражей применяется к лицам, которые подозреваются или обвиняются в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также если есть основания полагать, что лицо будет скрываться от органов досудебного расследования или суда, препятствовать уголовному производству. К лицам, которые признали свою вину и сотрудничают с органами правопорядка, эта мера применяется только в исключительных случаях. Поэтому окажется, что лица, которые пытаются уклониться от заслуженного наказания и в связи с этим содержатся под стражей, получат определенную льготу по сравнению с теми, кто ведет себя положительно и сотрудничает с органами расследования, поскольку срок содержания под стражей будет зачисляться в срок лишения свободы в двойном размере и, следовательно, первые в общем будут отбывать меньшие сроки лишения свободы, чем те, к кому содержание под стражей не применялось. В данном случае можно согласиться с мнением экспертов, утверждающих, что предоставление таких льгот лицам, к которым применялось содержания под стражей, будет неоправданным.

Вызывает замечания общественности и положение Закона, которое фактически освобождает осужденного от наказания, не связанного с лишением свободы, если он пребывал в СИЗО в период следствия. Хотя правозащитники просят обратить внимание на то, что Закон применяется только к тому периоду, который процессуально обозначен как «период содержания под стражей», поскольку лицо может находиться в СИЗО и в ином статусе.

«Ко мне обратились заключенные из украинских СИЗО с такой просьбой, как пересчет срока пребывания в СИЗО: день в СИЗО – два в тюрьме. Сравнительные таблицы подготовили сами осужденные», – Вера Савченко, сестра народного депутата Надежды Савченко

Закон в действии

Уже сегодня принятый Закон дал возможность освободить многих осужденных от отбывания наказаний условно-досрочно. Среди них оказался и такой известный человек, как судья Игорь Зварич. ГПтС Украины озвучила информацию о выполнении Закона. Как стало известно, по состоянию на 12.02.2016 вновь принятые положения применены к 10609 осужденным. Освобождены из учреждений исполнения наказаний 2538 человек, из следственных изоляторов – 258 человек.

Как сообщает пресс-служба ведомства, в целом по формальным признакам под действие указанного Закона подпадают около 49 тыс. человек, содержащихся в учреждениях ГПтС Украины. Из них могут быть освобождены от дальнейшего отбывания наказания 6 тыс. человек, среди которых 3 тыс. осужденных за совершение тяжких преступлений и 1,8 тыс. – за совершение особо тяжких преступлений.

Также хочется отметить, что при выполнении данного Закона уже есть первые трудности, с которыми столкнулись правозащитники и судьи. Одним из нерастолкованных вопросов осталась локация обращения. Возникли противоречия относительно того, в какой суд следует отправлять прошения – по месту отбывания наказания или в тот, который в свое время вынес приговор.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Сергей Старенький, экс-председатель Государственной пенитенциарной службы

– По моему мнению, данный закон разработан не юристами, а по просьбам осужденных, которые хотят пораньше выйти на свободу. Прикрытием для его принятия было объяснение, что будут разгружены СИЗО. Хотя я считаю, что этот закон никак не будет этому способствовать. Зато благодаря ему многие осужденные, которые отбывают пожизненные сроки, смогут обратиться с прошениями о помиловании. Согласно действующему законодательству, такая категория осужденных может обратиться с подобным прошением через 25 лет реально отбытого срока. На сегодняшний день уже есть такие обращения, но их совсем мало. А благодаря нормам этого закона их может стать гораздо больше, потому что такие осужденные, как правило, очень долго находятся в СИЗО до окончательного приговора, так как долго идут следствие, судебный процесс и процедура обжалования.


В связи с «законом Савченко» в настоящее время из учреждений, относящихся к сфере управления ГПтС Украины, освобождены:

  • 440 человек, осужденных за умышленное убийство,
  • 216 человек – за умышленное тяжкое телесное повреждение,
  • 283 человек – за преступления, связанные с наркотиками,
  • 539 человек – за разбой,
  • 375 человек – за грабеж,
  • 524 человек – за кражу.
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Коваленко
    Інна Коваленко
    суддя Дніпровського районного суду міста Києва