Уволить или назначить?

06:05, 12 сентября 2016
Газета: 35 (353)
Новый Закон «О судоустройстве и статусе судей» не содержит оснований для прекращения трудовых отношений с судьями, которые назначены сроком на 5 лет?
Уволить или назначить?

Новый Закон «О судоустройстве и статусе судей» не содержит оснований для прекращения трудовых отношений с судьями, которые назначены сроком на 5 лет? 


30 сентября вступают в силу изменения в Конституцию Украины (относительно правосудия), а вместе с ними и новая редакция Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», предусматривающая, в частности, проведение конкурса на все должности судей в обновленном Верховном Суде, а также безальтернативное и, по сути, безосновательное прекращение полномочий всех судей, осуществляющих свои полномочия в пределах 5-летнего срока, на который они были назначены. Однако взяв курс на глобальное обновление судебной системы, законодатель не указал в ст. 126 Конституции Украины оснований для прекращения полномочий судей, назначенных на 5 лет, не выписал в специальном законе процедуру прекращения их полномочий и не обеспечил никаких механизмов защиты их прав в случае нарушения такой процедуры, что противоречит принципу правовой определенности.

Так, «Переходные положения» Конституции Украины с 30 сентября с. г. будут дополнены пп. 2 п. 16-1, согласно которому полномочия судей, назначенных на должность сроком на 5 лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом. П. 17 «Заключительных и переходных положений» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 г. детализирует, что полномочия судей, назначенных на должности сроком на 5 лет до вступления в силу этого закона, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Судьи, полномочия которых прекратились в связи с истечением этого срока, могут быть назначены на должности судей по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном этим же законом.

При этом какого-либо особого порядка прекращения трудовых отношений с такими судьями вышеуказанные нормативные акты не содержат. Применение же общего порядка прекращения трудовых отношений с судьями, предусмотренного ст. 125 обновленного Закона «О судоустройстве и статусе судей», невозможно, учитывая отсутствие в ст. 126 Конституции Украины, на которую ссылается ст. 119 обновленного закона, такого основания для прекращения полномочий судьи, как истечение срока, на который он был назначен.

Системный анализ гл. 2 (ст. 119–125) разд. VII новой редакции Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» во взаимосвязи с ч. 7 ст. 126 Конституции Украины позволяет сделать вывод, что вышеуказанная глава закона посвящена вопросу прекращения полномочий судьи исключительно в тех случаях, которые предусмотрены ч. 7 ст. 126 Конституции. Применение же ст. 125, содержащейся в упомянутой главе, к судьям, 5-летний срок полномочий которых закончится, приведет к увольнению их противоправным способом и по ненадлежащим основаниям (фактически безосновательно), что, в свою очередь, может привести к массовым судебным искам с неприятными для государства последствиями.

Возникает логичный вопрос: как поступить с судьями, 5-летний срок полномочий которых истек, учитывая, что законодатель не определил четкий порядок прекращения трудовых отношений с ними ни в Конституции, ни в профильном законе? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 8 Конституции. Согласно ей, в нашем государстве признается и действует принцип верховенства права, который очень широко и доступно истолкован в решениях Европейского суда по правам человека. Невозможно добиться правопорядка путем его нарушения, как невозможно добиться очищения судебной системы путем ее разрушения.

Согласно ч. 2 ст. 52 Закона «О судоустройстве и статусе судей», все судьи вне зависимости от срока пребывания в должности имеют единый статус, а потому порядок продления осуществления ими своих полномочий должен быть решен одинаково: судьям, которые осуществляют свои полномочия в пределах 5-летнего срока, так же, как и судьям, которые избраны бессрочно, необходимо предоставить законодательную возможность подтвердить свою квалификацию и добросовестность во время прохождения процедуры первичного квалификационного оценивания, в случае успешной сдачи которого таких судей следует назначать бессрочно. Только такой подход обеспечит соблюдение принципа верховенства права, который более 20 лет назад был положен в основу деятельности нашего государства.

Денис Баронин, судья Северодонецкого городского суда Луганской области, к. ю. н., специально для «Судебно-юридической газеты»

P.S. С мыслями, касающимися аналогичной проблемы, можно дополнительно ознакомиться на странице судьи Верховного Суда в отставке Татьяны Шевченко в Facebook в посте от 10 августа 2016 г.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Нарушение интереса как повод для обращения в суд
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрей Кошик
    Андрей Кошик
    судья Хозяйственного суда Киевской области
  • Екатерина Леонтович
    Екатерина Леонтович
    судья Высшего административного суда Украины в отставке
  • Николай Мишин
    Николай Мишин
    член Высшей квалификационной комиссии судей Украины