Обновленные функции и зарплаты в прокуратуре: законопроект

06:07, 3 октября 2016
Газета: 36-37 (354-355)
В парламенте зарегистрирован законопроект №5177 от 23.09.2016 о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» в части обеспечения реализации функций прокуратуры...
Обновленные функции и зарплаты в прокуратуре: законопроект

Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

В парламенте зарегистрирован законопроект №5177 от 23.09.2016 о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» в части обеспечения реализации функций прокуратуры авторства группы народных депутатов.

Как известно, с 30 сентября вступили в силу изменения, которыми, в частности, изменены функции органов прокуратуры. Так, согласно новой ст. 131-1 Конституции Украины, прокуратура будет осуществлять:

1) поддержание публичного обвинения в суде;

2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;

3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом.

Кроме того, согласно переходным положениям Конституции в редакции Закона от 02.06.2016, прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами:

  • функцию досудебного расследования до начала функционирования органов, которым законом будут переданы соответствующие функции;
  • функцию надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан – до вступления в силу закона о создании двойной системы регулярных пенитенциарных инспекций;
  • функцию представительства в соответствии с законом граждан в судах по делам, производство по которым было начато до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, которые не подлежат обжалованию.

В связи с этим в Закон Украины «О прокуратуре», процессуальные кодексы и другие законодательные акты законопроектом предлагается внести изменения, которые позволят имплементировать новации Конституции.

Законопроект №5177состоит из двух разделов. Первым вносятся изменения в 13 законодательных актов Украины.

Изменения в УПК:

1) определяют новые термины: «поддержание публичного обвинения»; «организация досудебного расследования»; «процессуальное руководство досудебным расследованием» и др.;

2) уточняют полномочия прокурора в уголовном процессе в соответствии с определенными Конституцией функциями прокуратуры (изменения в ст. 36 и др.);

3) устраняют коллизии и совершенствуют положения УПК, а именно:

  • основания для обжалования приговора суда на основании соглашений (изменения в ст. 394);
  • сроки обращения за пересмотром приговоров Верховным Судом (изменения в ст. 447);
  • решение споров о подследственности (изменения в ст. 218);
  • осуществление НАБУ международного сотрудничества в ходе уголовного производства (изменения в ст. 545, 551);
  • возможность рассмотрения судом вопросов применения (отказа в применении) мер поощрения или взыскания к лицам, отбывающим уголовное наказание, а также изменения условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы (отказ в изменении условий содержания), и других решений, принятых должностными лицами учреждения или органа, исполняющего наказание (изменения в ст. 537).

Изменения в ГПК, ХПК, КАСУ и некоторые законы уточняют полномочия прокурора в соответствии с определенными Конституцией функциями прокуратуры, в т. ч. в части надзора за розыскными действиями органов правопорядка, исключения полномочий на представительство интересов граждан в суде.

Что касается изменений в Закон «О прокуратуре», то кроме непосредственно уточнения полномочий прокурора в соответствии с определенными Конституцией функциями, они также:

1) приводят нормы (изменения в ст. 81, 18, 30, 32, 43, 51, 54, 55, 64, дополнение ст. 51-1) в соответствие с антикоррупционным законодательством и определяют законодательные инструменты для урегулирования конфликта интересов; дополняют основания для дисциплинарной ответственности прокуроров такими, как неуведомление или несвоевременное уведомление о реальном или потенциальном конфликте интересов в определенном законом порядке, указание в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, заведомо ложных сведений или умышленное неуказание сведений, предусмотренных законодательством, при отсутствии признаков коррупционного преступления или административного правонарушения, связанного с коррупцией, допущение прокурором недобросовестного поведения;

2) в свете реализации конституционных изменений в части включения прокуратуры в раздел «Правосудие» и учитывая положения Закона «О судоустройстве и статусе судей», изменения в ст. 81 Закона предусматривают поэтапное повышение к 2020 г. уровня заработной платы прокуроров до уровня судейского вознаграждения и т. д.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Почему Высший антикоррупционный суд начнет работу только осенью
Loading...
Сегодня день рождения празднуют
  • Кирилл Гарник
    Кирилл Гарник
    судья Окружного административного суда Киева
  • Александра Колдина
    Александра Колдина
    судья Голосеевского районного суда Киева
  • Екатерина Танцюра
    Екатерина Танцюра
    судья Одесского окружного административного суда