Три уровня пенсионного обеспечения или на пенсию по-новому

10:30, 28 июля 2016
Новый проект от правительства хоть и ставит перед собой цель создать справедливую систему пенсионного обеспечения путем перехода на единый принцип начисления пенсий, но украинцев все равно не покидает тревога. Напомним, что ныне условия пенсионного обеспечения рассеяны в более чем 20 законах, что, безусловно, создает трудности для специалистов, юристов, а уж о пенсионерах и говорить не приходится.
Три уровня пенсионного обеспечения или на пенсию по-новому

Анна Шульгина,

«Судебно-юридическая газета»

 

В Украине уже в этом году может начаться пенсионная реформа. Об этом недавно открыто заявил министр финансов Александр Данилюк.

Реалии сегодняшнего дня отчетливо дают понять украинцам, что заботиться о своей старости нужно самостоятельно и смолоду, поскольку надеяться на государство бесполезно.

Новый проект от правительства хоть и ставит перед собой цель создать справедливую систему пенсионного обеспечения путем перехода на единый принцип начисления пенсий, но украинцев все равно не покидает тревога. Напомним, что ныне условия пенсионного обеспечения рассеяны в более чем 20 законах, что, безусловно, создает трудности для специалистов, юристов, а уж о пенсионерах и говорить не приходится. И темой для обсуждения в самых разных кругах стала новая законодательная инициатива, представленная в рамках законопроекта №4608 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий».

Согласно законопроекту №4608, с 1 июля 2017 года должна заработать трехуровневая система пенсионного обеспечения. Первый уровень — это солидарная система (те же пенсии, что и сегодня), второй — так называемая «накопительная», которая предполагает, что работодатель будет отчислять 2% на спецсчет. Однако, настораживает то, что фонд, куда будут перечисляться деньги, будет иметь полугосударственный статус, т.е. будет наполовину частным. И если сначала в него будут отчислять 2%, то в финале, который должен быть достигнут в 2020 году, — 5% с зарплаты каждого работающего украинца. На третьем уровне системы будут работать только частные фонды.

«МВФ предлагает сделать, как в ЕС: из госфонда пенсионер будет получать минимальную пенсию (сейчас 1130 грн.), а остальное он добавит своими отчислениями, пока работает», — поясняют юристы. Круг лиц, охваченных вторым уровнем, как отмечают правозащитники, данным законопроектом расширен, ведь в предыдущем варианте закона в него были включены только те, кому не исполнилось 35 лет, а сейчас — все работающие. Отказаться могут те, кому до выхода на пенсию осталось меньше десяти лет.

Кроме этого, в рамках реализации законопроекта предусматривается усовершенствовать солидарную систему путем освобождения ее от несвойственных выплат, в частности, связанных с финансированием пенсий, назначенных на льготных условиях и за выслугу лет. Предложенными нормами законодатель попытается решить назревшую проблему тех пенсионеров, которые уже могут уйти на пенсию по выслуге лет, но при этом еще не достигли пенсионного возраста и, согласно действующему законодательству, остались без пенсионного обеспечения. Это огромная армия людей, претендующих на так называемые «спецпенсии». К ним, кроме прочих, относятся работники силовых структур, судов, прокуратуры и т.д.

«Введение профессиональной пенсионной системы позволит формировать сбережения, которыми человек сможет воспользоваться до достижения общего пенсионного возраста при наличии необходимой продолжительности специального и страхового стажа», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Проще говоря, с помощью предложенных норм будет узаконено несколько «подвешенное» состояние описанной выше категории пенсионеров. В меньшей степени это может коснуться тех, кто собирается на пенсию в ближайшие годы, но на перспективу с помощью такой системы государство планирует снять с себя тяжелое бремя по обеспечению своих престарелых граждан. В пример нам ставят Польшу и Австралию, которые, по словам заинтересованных в данной системе специалистов, начали пенсионные реформы в то же время, что и мы, но уже сегодня имеют реальные успехи в пенсионном обеспечении и развитии своих экономик.

Отметим, что третий, добровольный накопительный уровень пенсионной системы в Украине существует с 2004 года, когда был принят закон о пенсионном обеспечении, однако популярности он не приобрел, что, впрочем, и не удивляет. Поэтому, сегодня законодатель настаивает на обязательной накопительной системе, совершенно не заботясь о том, что уровень доверия к любым накопительно-финансовым учреждениям в Украине равен нулю. К сожалению, ни один украинец не верит, что сможет получить отложенные сегодня деньги через 20-25 лет. А уж об уровне инфляции за эти годы вообще не стоит упоминать.

Впрочем, не все парламентарии поддерживают такое начинание.

«Мы только что снизили ЕСВ с 38% до 22%, чтобы добиться вывода зарплат из «тени», и если опять поднимем, то бизнес нас не поймет. Специалисты подчитали, что должно пройти не менее пяти кварталов, т.е. лишь с конца 2016 года может начаться «выбеливание» зарплат. Эту проблему необходимо решать комплексно, вместе с налоговой реформой. И начинать не с 2017 года, а на год-два позже, когда начнется подъем экономики», — прокомментировала ситуацию народный депутат Нина Южанина.

Подробнее об этом читайте в статье «Новации в пенсионном законодательстве».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Як суддівські мантії та архітектура судів впливають на сприйняття громадянами судової влади
Новости онлайн