Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4936 «О превентивных и компенсационных средствах в связи с пытками, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или наказанием в отношении осужденных и лиц, взятых под стражу, и введении института пенитенциарных судей». Так, пенитенциарный судья избирается из числа судей местного общего суда для осуществления полномочий в отдельных категориях дел лиц, взятых под стражу, осужденных, а также освобожденных из этих учреждений.
В целом, законопроектом предусматривается создание превентивных и компенсационных мер в связи с ненадлежащим обращением в отношении осужденных и взятых под стражу лиц, закрепление понятий, видов, процедур применения, а также ответственных субъектов. Создается институт пенитенциарного судьи, который будет ответственен за решение жалоб таких лиц и за решение некоторых вопросов, связанных с исполнением приговора, или тех, что возникают в процессе содержания лица под стражей.
Пенитенциарный судья станет субъектом, ответственным за применение превентивных и компенсационных мер.
В соответствии с предоставленными в законопроекте дефинициями, превентивными мерами являются действия, предпринимаемые на основании соответствующего решения пенитенциарного судьи и направленные на прекращение или предупреждение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; компенсационными мерами являются действия, предпринимаемые на основании соответствующего решения пенитенциарного судьи и направленные на возмещение жертвам пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания физического и (или) морального вреда (ст. 1 законопроекта).
Проект четко определяет виды превентивных и компенсационных мер.
В частности, превентивные меры могут заключаться в отмене решений администрации учреждения исполнения наказания или предварительного заключения, а также в решении:
изменить учреждение предварительного заключения или исполнения наказания, в котором содержится лицо, взятое под стражу, или осужденное;
изменить помещение, в котором содержится осужденный или лицо, взятое под стражу, в т.ч. путем помещения в одиночную камеру или в другой структурный участок учреждения;
полностью или частично отремонтировать или оборудовать любое помещение, в котором содержится осужденный или лицо, взятое под стражу;
осуществить надлежащее медицинское обеспечение, в т.ч. путем перевода в необходимое медицинское учреждение, независимо от подчинения и т.д.
Все эти процессуальные мероприятия рассчитаны как на прекращение продолжающихся нарушений, так и на те, которые еще только могут начаться. В случае нарушений, которые только могут произойти или повториться, пенитенциарный судья должен будет прогнозировать такую возможность, учитывая совокупность обстоятельств в индивидуальных случаях. Последнее положение, которое оставляет открытым перечень превентивных мер, необходимо в связи с невозможностью предсказания всех негативных ситуаций и возможных мер по их пресечению.