Судебная реформа 2016 года: хронология изменений

11:45, 31 августа 2016
Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом. Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения.
Судебная реформа 2016 года: хронология изменений
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун
,
«Судебно-юридическая газета»

 

Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.

Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения.

Неизвестность порождает разные толки. Среди судей и народных депутатов ходили слухи, что за окончательную редакцию закона еще идут торги, что «наверху» нет единства по поводу конкурса для судей-«пятилеток», допуска в суды апелляционной инстанции адвокатов, ликвидации высших специализированных судов, увеличения заработных плат судьям с 1 января 2017 года.

Говорили, что в команде президента есть сомнения по поводу того, удастся ли своевременно принять изменения в процессуальные кодексы, не будет ли судебная система парализована при передаче дел в новый Верховный Суд и т.д. Вследствие такой неопределенности за свою судьбу сразу забеспокоились все, кого касаются нормы закона.

Хронология изменений в судебной системе

30 сентября 2016 года:

  • вступают в силу Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» №1401-VIII и Закон «О судоустройстве и статусе судей» №1402-VIII; утрачивает силу Закон «О судоустройстве и статусе судей» №453-VI, кроме положений, указанных в пунктах 7, 23, 25, 36 «Заключительных и переходных положений»;
  • министр юстиции и Генеральный прокурор прекращают свои полномочия как члены ВСЮ. Члены ВСЮ осуществляют полномочия членов Высшего совета правосудия;
  • материалы и представления ВСЮ о назначении судей сроком на пять лет возвращаются в ВСП для решения вопроса о назначении судей на должности с учетом внесенных изменений.

10 октября 2016 года:

  • материалы и рекомендации ВККС об избрании бессрочно судей, в отношении которых на день вступления в силу нового Закона «О судоустройстве и статусе судей» ВР решение не принято, направляются ВР в ВСП. Высший совет правосудия на своем заседании в пленарном составе решает вопрос по каждому судье о его назначении или отказе в назначении с одновременным возвращением материалов ВККС.

31 октября 2016 года:

  • не позднее этого дня Верховная Рада передает ВККС представление и соответствующие документы об избрании судей бессрочно, которые не были рассмотрены ВР, в ВСП для рассмотрения вопроса о назначении судей на должности;
  • уполномоченный ВР по правам человека и ГСА назначают дополнительно по одному члену ВККС;
  • ВККС должна утвердить формы деклараций родственных связей судьи и кандидата на должность судьи, форму декларации добросовестности судьи, а также обнародовать утвержденные формы деклараций на своем официальном веб-сайте;
  • ВСП совместно с МВД по представлению ГСА должен утвердить временный порядок обеспечения охраны судов, органов и учреждений системы правосудия.

30 ноября 2016 года:

  • не позднее этого срока должно начаться проведение конкурса на должности судей ВС в кассационных судах;
  • участие кандидатов, которые не соответствуют требованиям для назначения на должность судьи в соответствии с Конституцией Украины, в процедурах отбора или назначения прекращается;
  • судьи Верховного Суда Украины и высших специализированных судов обязаны подать в ВККС декларации родственных связей судьи и добросовестности судьи;
  • ВККС должна обеспечить начало функционирования автоматизированной системы формирования и ведения судейских досье (досье кандидатов на должности судей);
  • ВСП должен утвердить положение о Службе судебной охраны и назначить ее руководителя;
  • КМУ должен утвердить исчерпывающий перечень судов, органов и учреждений системы правосудия, охрана которых осуществляется подразделениями Национальной полиции Украины и Национальной гвардии Украины.

30 декабря 2016 года:

  • судьи апелляционных судов обязаны подать в ВККС декларации родственных связей судьи и добросовестности;
  • в проектах законов о Государственном бюджете Украины на 2017 год и на последующие годы КМУ должен предусмотреть расходы, связанные с реализацией положений нового закона.

1 января 2017 года:

  • оклад судьи местного суда составит 15 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 25 МЗП; судьи ВС — 75 МЗП;
  • в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131-2 Конституции представительство в Верховном Суде и судах кассационной инстанции могут осуществлять исключительно прокуроры или адвокаты.

30 марта 2017 года:

  • создается Верховный Суд; назначаются судьи ВС по результатам конкурса, проведенного в соответствии с новым законом;
  • ВККС должна осуществить организационно-технические мероприятия, необходимые для заполнения деклараций родственных связей судей (кандидатов на должности судей) и деклараций добросовестности судьи на официальном сайте ВККС;
  • судьи местных судов обязаны подать в ВККС декларации родственных связей и добросовестности;
  • должны быть сформированы списки присяжных.

30 сентября 2017 года:

  • не позднее этого срока создается Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и должно быть объявлено о проведении конкурса на должности судей в этом суде;
  • КМУ должен обеспечить размещение Верховного Суда в помещениях, высвобождаемых в связи с ликвидацией ВСУ, ВХСУ, ВАСУ, ВССУ.

31 декабря 2017 года:

  • с этого дня суды создаются, реорганизовываются и ликвидируются законом.

1 января 2018 года:

  • оклад судьи местного суда составит 20 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 30 МЗП;
  • в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131-2 Конституции представительство в судах апелляционной инстанции могут осуществлять исключительно прокуроры или адвокаты;
  • ГСА должна обеспечить выполнение в полном объеме Службой судебной охраны полномочий, предусмотренных новым законом.

30 сентября 2018 года:

  • с этой даты перевод судей из одного суда в другой осуществляет не президент Украины, а Высший совет правосудия.

1 января 2019 года:

  • оклад судьи местного суда составит 25 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 40 МЗП;
  • в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131-2 Конституции представительство в судах первой инстанции могут осуществлять исключительно прокуроры или адвокаты.

30 апреля 2019 года:

  • прекратятся полномочия всех членов Высшего совета правосудия, которые работают в нынешнем составе Высшего совета юстиции.

30 июня 2019 года:

  • последний срок, до которого должны быть созданы и начать осуществлять правосудие апелляционные суды в соответствующих апелляционных округах.

1 января 2020 года:

  • оклад судьи местного суда составит 30 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 50 МЗП;
  • представительство органов государственной власти и местного самоуправления в судах будет осуществляться исключительно прокурорами или адвокатами.

После вступления в силу Закона о Высшем совете правосудия:

  • в течение трех месяцев съезд судей Украины избирает троих членов Высшего совета правосудия.

Не до конца определенные даты:

  • районные, межрайонные, районные в городах, городские, районные суды продолжают осуществлять свои полномочия до создания и начала деятельности местного окружного суда, юрисдикция которого распространяется на соответствующую территорию;
  • апелляционные суды продолжают осуществлять свои полномочия до создания апелляционных судов в соответствующих апелляционных округах;
  • ВСУ, ВХСУ, ВАСУ, ВССУ ликвидируются со дня публикации решения Пленума ВС о начале работы Верховного Суда (в составе, по крайней мере, 65 судей) и при условии вступления в силу соответствующего процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел ВС в составе, определенном новым законом;
  • день начала работы ВС определяется решением его Пленума, публикуемым на веб-портале судебной власти и в газете «Голос Украины»;
  • избрание судей в Большую палату Верховного Суда: не позднее, чем через десять дней со дня начала работы ВС судьи каждого кассационного суда проводят собрания для избрания судей в БП ВС;
  • Высший антикоррупционный суд создается, и проведение конкурса на должности судей в этом суде должно быть объявлено в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона, который определяет специальные требования к судьям этого суда. 

Читайте подробнее о том, какие процессы по реформированию судебной власти будут запущены уже этой осенью, в статье «Судам показали будущее».

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді