Конституционный Суд Украины принял к изучению конституционное представление Уполномоченного Верховой Рады Украины по правам человека.
17 октября 2016 года в Конституционный Суд Украины поступило конституционное представление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений ч. 9 ст. 46 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины».
Об этом сообщили в пресс-службе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
В представлении говорится, в частности, о том, что, согласно ч. 9 ст. 46 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», стенограмма заседания Кабинета Министров Украины является внутренним рабочим документом Кабинета Министров Украины; конфиденциальный характер используется для составления протокола заседания. Стенограмма заседания Кабинета Министров Украины предоставляется Верховной Раде Украины, президенту Украины, членам Кабинета Министров Украины по их запросу.
В то же время в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (части 1 и 2 ст. 8 Конституции Украины).
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 34 Конституции Украины каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом по своему выбору.
Ч. 3 ст. 34 Конституции Украины устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которых возможно ограничение доступа к информации. Так, это положение предусматривает перечень различных интересов, при наличии которых возможно ограничение права. Соответственно, и закон должен предусматривать возможность ограничение информации исключительно в этих интересах. В случае же отсутствия достаточных и соответствующих аргументов о необходимости защиты указанных интересов путем ограничения доступа к информации информация должна быть открытой для общества и предоставляться по запросу в соответствии с установленным порядком. Однако, обжалуемое положение устанавливает абсолютное ограничение права независимо от того, требуют ли этого защищенные интересы; исключает возможность обеспечивать баланс интересов в каждом конкретном случае с учетом личности спрашивающего, характера информации, который содержит соответствующая стенограмма, роли такой информации в общественной дискуссии о значимых для общества вопросах.
Право на информацию и допустимость его ограничения также предусматриваются международно-правовыми актами.
Учитывая изложенное, Уполномоченный обратилась в Конституционный Суд Украины с просьбой признать несоответствующим положениям ч. 1 ст. 8, ч. 2 в сочетании с ч. 3 ст. 34 Конституции Украины положения ч. 9 ст. 46 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» в части, предусматривающей, что стенограмма заседания Кабинета Министров Украины является внутренним рабочим документом Кабинета Министров Украины и носит конфиденциальный характер.
Согласно Регламенту Конституционного Суда Украины, конституционное представление передано на изучение в Секретариат Суда.