Стамбульская конвенция и борьба с насилием против женщин

11:30, 21 ноября 2016
Верховная Рада Украины может ратифицировать Стамбульскую конвенцию и введет в законодательство Украины международные стандарты о предупреждении и противодействии насилию и/или домашнему насилию в отношении женщин.
Стамбульская конвенция и борьба с насилием против женщин

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины может ратифицировать Стамбульскую конвенцию и введет в законодательство Украины международные стандарты о предупреждении и противодействии насилию и/или домашнему насилию в отношении женщин.

Так, 14 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №0119 «О ратификации Конвенции Совета Европы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями».

Инициатором законопроекта выступил президент Украины Петр Порошенко.

  

Ратификация по предотвращению насилия

Проект Закона Украины «О ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями» (Стамбульская конвенция) подготовлен Министерством социальной политики.

Стамбульская конвенция была подписана Украиной 7 ноября 2011 года.

Однако, для того, чтоб ее положения могли действовать в стране, необходима ратификация Верховной Рады.

Разработка законопроекта предусмотрена п. 111 Плана законодательного обеспечения реформ в Украине, одобренного постановлением Верховной Рады Украины от 4 июня 2015 года №509-VIII, п. 4 Плана мероприятий по обеспечению выполнения положений Европейской социальной хартии (пересмотренной) на 2015-2019 гг., утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 14 мая 2015 года №450-р, ст. 9 Закона Украины «О международных договорах Украины».

Проект Закона также направлен на реализацию положений Национальной стратегии в сфере прав человека, утвержденной Указом Президента Украины от 25 августа 2015 года №501/2015.

«Необходимость ратификации Стамбульской конвенции обусловлена и перспективой обретения Украиной полноправного членства в ЕС и, соответственно, приближением действующего и будущего законодательства Украины с законодательством Европейского Союза, а также связана с обязательствами Украины перед Советом Европы», — отмечает министр социальной политики Андрей Рева.

 

Что говорится в законодательстве Украины о насилии

Действующее законодательство Украины не содержит всеобъемлющее определение насилия в отношении женщин и гендерно-обусловленного насилия (одновременно гендерно-обусловленное насилие имеет много проявлений: домашнее насилие, изнасилование, физические нападения, преследование, сексуальные домогательства и т.п), не предусматривает эффективного гражданско-правовой защиты потерпевших, гендерной составляющей в проведении превентивных мероприятий.

Существует ограниченность сферы применения действующих законодательных актов, несогласованность их положений между собой, в частности, Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» не связан с любыми формами насилия в отношении женщин и с Законом Украины «О предупреждении насилия в семье», а также с функционированием предусмотренного институционального механизма.

Как говорится в пояснительной записке, конвенция внедряет комплексный подход к борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием и существенно дополняет существующие инструменты; предлагает новые определения терминов; усиливает защиту от дискриминации по гендерному признаку.

 

Основные цели настоящей Конвенции

Как говорится в «Конвенции» Совета Европы о предотвращении насилия/домашнего насилия в отношении женщин и борьбе с этими явлениями, выделяют такие основные цели:

  • защита женщин от всех форм насилия и недопущения, уголовное преследование и ликвидация насилия в отношении женщин и домашнего насилия;
  • содействие ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и поощрение подлинного равенства между женщинами и мужчинами, в т.ч. путем предоставления женщинам самостоятельности;
  • разработка всеобъемлющих рамок, политики и мер для защиты всех жертв насилия в отношении женщин и домашнего насилия и оказание им помощи;
  • поощрение международного сотрудничества с целью ликвидации насилия в отношении женщин и домашнего насилия;
  • обеспечение поддержки и оказание помощи организациям и правоохранительным органам в эффективном сотрудничестве для принятия комплексного подхода к ликвидации насилия в отношении женщин и домашнего насилия.

Эта Конвенция для обеспечения эффективного выполнения Сторонами ее положений устанавливает особый механизм мониторинга.

Также ею предлагается осуществлять поддержку жертв сексуального насилия. Т.е. стороны принимают необходимые законодательные или другие меры для обеспечения создания соответствующих легкодоступных консультативных центров помощи жертвам изнасилования или сексуального насилия в достаточном количестве для обеспечения медицинской и судебно-медицинской экспертизы, поддержки в случае травм и предоставления консультаций жертвам.

 

Компенсация за моральный и физический ущерб

Стороны принимают необходимые законодательные или иные меры для обеспечения того, чтобы жертвы имели право требовать компенсацию от лиц, которые совершили любое из правонарушений, установленных в соответствии с настоящей Конвенцией. Надлежащая государственная компенсация присуждается тем, кто пострадал от тяжких телесных повреждений или нарушения здоровья настолько, насколько вред не покрывается из других источников, как: правонарушителем, страхованием или государственным медицинским и социальным обеспечением.

Это не препятствует Сторонам требовать возврата предоставленной компенсации от правонарушителя при условии надлежащего обеспечения безопасности жертвы.

Меры, предпринятые в соответствии с п. 2, обеспечивают предоставление компенсации в пределах разумного срока.

 

Что говорится о защите прав и интересов жертв в настоящей Конвенции

Стороны принимают необходимые законодательные или другие меры для защиты прав и интересов жертв, в т.ч. их особых потребностей как свидетелей, на всех стадиях расследования и судебного производства, в частности, путем:

  • обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей от угроз, мести и повторной виктимизации;
  • обеспечения информирования жертв, по крайней мере в случаях, когда жертвы и семьи могут быть в опасности, когда правонарушитель сбежал и т.д.;
  • информирования в соответствии с условиями, предусмотренными национальным законодательством, об их правах и услугах, которые им могут быть предоставлены, и о последствии рассмотрения их заявления, обвинений, общего развития расследования и производства, их роли в этом, а также результата рассмотрения их дела;
  • предоставления жертвам возможности в способ, что соответствует процессуальным нормам национального законодательства, быть выслушанными, представлять доказательства и выкладывать непосредственно или через посредника свои мысли, потребности и озабоченности, а также из дальнейшего рассмотрения;
  • обеспечения жертв надлежащими услугами поддержки для представления и учета должным образом их прав и интересов;
  • обеспечения того, чтобы могли быть приняты меры для защиты частной жизни и репутации жертвы;
  • обеспечения избежания контакта между жертвами и правонарушителями в помещениях суда и правоохранительных органов, где это возможно;
  • предоставления жертвам независимых и компетентных переводчиков, когда жертвы являются участниками производства или когда они представляют доказательства;
  • предоставления возможности жертвам давать показания в соответствии с нормами, предусмотренных национальным законодательством, в зале суда без личной присутствия или по крайней мере без присутствия предполагаемого правонарушителя, особенно путем использования соответствующих коммуникационных технологий, где это возможно.

 

Противодействие насилию и защита прав человека

Законопроектом ставится цель — ратифицировать Стамбульскую конвенцию и ввести в законодательство Украины международные стандарты предупреждения и противодействия насилию в отношении женщин и домашнему насилию.

Ратификация Конвенции будет способствовать повышению политического имиджа Украины на международной арене как страны, которая последовательно придерживается взятых на себя обязательств в сфере защиты прав человека и основополагающих свобод.

 

Гражданские последствия принудительных браков

Стороны принимают необходимые законодательные или другие меры для обеспечения того, чтобы браки, заключенные под принуждением, могли быть обжалованы, аннулированы или разорваны без возложения ненадлежащего финансового или административного бремени на жертву.

 

Стамбульская конвенция и чему она будет способствовать

Реализацией акта предусматривается вступление в силу для Украины Стамбульской конвенции, которая будет способствовать:

  • противодействию дискриминации по гендерному признаку;
  • обеспечению комплексного подхода к предотвращению любым формам гендерно-обусловленного насилия;
  • внедрению механизмов борьбы со всеми формами гендерно-обусловленного насилия (домашнее насилие, сексуальное насилие, преследование, сексуальные домогательства, принудительные браки, увечья женских гениталий, принудительные аборты, принудительная стерилизация), чем будет обеспечено соответствие законодательства Украины современным европейским стандартам в этой сфере;
  • обеспечению дополнительных гарантий защиты права на равенство между мужчинами и женщинами; устранению правовых положений, которые вызывают дискриминацию;
  • совершенствованию гражданско-правовых средств защиты пострадавших от насилия;
  • совершенствованию работы служб поддержки пострадавших от насилия, в частности, государственных телефонных горячих линий;
  • усовершенствованию сбора упорядоченных по категориям соответствующих статистических данных.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн