В Министерстве внутренних дел намерены внедрить обязательную видеофиксацию практической части экзамена на водительские права. Об этом говорится в сюжете Радио НВ.
Как рассказал начальник Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий, это позволит избежать злоупотребления служебным положением со стороны инструкторов. Видеофиксацию установят в автомобилях сервисных центров, а также в машинах автошкол, которые используют во время экзаменов. Кроме того, в ведомстве предлагают внести изменения в законодательство, чтобы отделить теоретические и практические экзамены на получение водительских прав. По словам Криклия, сегодня коррупция при получении водительских прав начинается в автошколах.
«Мы будем менять нормативно-правовые акты, чтобы теоретическая сдача экзаменов и практическая сдача экзаменов, во-первых, были отделены. Во-вторых, мы активно работаем над тем, чтобы ввести обязательную видеофиксацию всего процесса сдачи практического экзамена. Таким образом, у наших инструкторов тоже не будет желания и возможности злоупотреблять. Очень важным решением в данном случае будет онлайн-запись сдачи экзаменов», — рассказал чиновник.
Криклий добавил, что среди достижений МВД в преодолении коррупции во время экзаменов — внедрение единого дизайна удостоверений водителя и разработка единых вопросов для теоретических экзаменов.
Коррупцию при получении водительских прав также порождают ресурсы по продаже фиктивных документов. Об этом заявил начальник Департамента киберполиции Национальной полиции Сергей Демедюк. По его словам, количество интернет-ресурсов, которые торгуют водительскими правами и другими справками, ежегодно увеличивается. Демедюк отметил, что побороть такую преступную деятельность можно только с помощью создания открытых реестров этих справок и прав.
«Реклама, что касается помощи приобретения водительских прав и медицинских справок, — это латентное мошенничество. Побороть его можно только открытыми реестрами этих справок и прав. Если человек будет видеть, что он покупает услугу, но почему-то его документ под таким номером не появляется в реестре, на это надо обращать внимание. И этот реестр даст возможность прекратить преступную деятельность мошенников», — считает Демедюк.
Видеофиксация поможет снизить коррупцию во время практических экзаменов, но не побороть ее полностью, в то же время важно, как проект будет реализован. Такое мнение высказал председатель общественной организации «Общественный комитет транспортной безопасности» Юрий Папировый. Он добавил, что после внедрения этой нормы тем, кто хочет получить права, придется обязательно приходить на экзамен. Он имеет в виду, что люди, которые давали взятки, могли вообще отсутствовать на практической части.
Папировый считает необходимым привести практические экзамены к европейским стандартам. В частности, продлить их время втрое, чтобы экзаменаторы могли более тщательно оценивать навыки вождения. Согласно украинским нормативным документам, экзамен должен продолжаться не более четверти часа, а по европейским — не менее сорока пяти минут.
«Я не знаю, будет ли видеофиксация фиксировать самом деле, потому что видеофиксация, я так понял, будет только самого водителя фиксировать непосредственно в автомобиле. А вот как он будет сдавать, насколько будет отображаться, как машина едет, как он выполняет, это интересно, как идея будет реализована», — отметил он.
В прошлом году Украина и Франция подписали соглашения о взаимном признании водительских прав. Граждане Украины, которые легально проживают во Франции, и французы, законно проживающие в нашей стране, могут обменять свои национальные водительские удостоверения на аналогичные документы страны проживания. Ранее с украинским удостоверением водителя во Франции можно было ездить не больше года, а затем следовало получать национальные права, сдав теоретический и практический экзамены и заплатив около тысячи евро. Соглашение не отменяет положения, однако теперь обмен может осуществляться без сдачи теоретических и практических экзаменов и, соответственно, без затрат на их оплату.