Недееспособные граждане могут обращаться к органам власти: решение КСУ

16:05, 12 октября 2018
Положения Закона Украины «Об обращении граждан», которые накладывали такие ограничения, были признаны неконституционными.
Недееспособные граждане могут обращаться к органам власти: решение КСУ

Конституционный Суд Украины принял решение по делу по конституционному представлению уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений части второй статьи 8, второго предложения части четвертой статьи 16 Закона Украины «Об обращении граждан» (дело об обращении лиц, признанных судом недееспособными).

Этим решением Суд признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения Закона Украины «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 года № 393/96-ВР с изменениями (далее — Закон), а именно:

- части второй статьи 8, согласно которой не рассматриваются «обращения лиц, признанных судом недееспособными»;

- второго предложения части четвертой статьи 16 относительно обращения с жалобой в интересах недееспособных лиц только их законными представителями.

Согласно части второй статьи 8 Закона не рассматриваются обращения лиц, признанных судом недееспособными, в том числе и те, которые соответствуют установленным Законом требованиям к таким обращениям. Уполномоченные должностные или служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления освобождаются от обязанности по рассмотрению заявлений, ходатайств, жалоб этой категории лиц.

Решая поднятые в конституционном представлении вопросы, Конституционный Суд Украины исходил из того, что при законодательном регулировании недопустимо введение положений, согласно которым должностные или служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления не рассматривают любые обращения лиц только на основании их признания недееспособными согласно решению суда.

Конституционный Суд Украины отмечает, что основанием для того, чтобы органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица не рассматривали соответствующие обращения, может быть не признание судом недееспособным физического лица, а несоблюдение таким лицом предусмотренных Законом требований к содержанию и форме обращений, касающихся всех.

В своем Решении Суд указывает, что предусмотренное частью второй статьи 8 Закона полное лишение лиц, признанных судом недееспособными, права на обращение не обеспечивает разумного и пропорционального соотношения между примененным ограничением этого конституционного права и преследуемой целью недопущения перегрузки органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц указанных органов в демократическом правовом государстве, которым является Украина, поскольку эти лица теряют возможность реализовать указанное конституционное право, в том числе обращаться по вопросам о нарушении своих прав и свобод, их защиты и восстановления к уполномоченным законом органам и лицам.

Во втором предложении части четвертой статьи 16 Закона установлено, что жалоба в интересах недееспособных лиц подается их законными представителями. Следовательно, лицо, признанное судом недееспособным, может реализовать свое право на обращение в форме жалобы, гарантированное статьей 40 Основного Закона Украины, исключительно с помощью законного представителя. Такое лицо лишено возможности самостоятельно реализовать указанное конституционное право.

Суд в своем решении отмечает, что установленный вторым предложением части четвертой статьи 16 Закона порядок подачи жалобы в интересах недееспособных лиц, который исключает возможность подачи такими лицами жалобы самостоятельно, не обеспечивает реализации недееспособными лицами права на обращение, предусмотренного статьей 40 Конституции Украины. Кроме того, законодательное закрепление исключительно представительского способа реализации лицами, признанными судом недееспособными, права на обращение не устраняет указанного ограничения (фактически полного запрета) рассмотрения обращений таких лиц, поскольку реализация и защита прав, свобод и законных интересов человека, которые обеспечиваются путем обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов, не могут всегда и полностью зависеть от воли другого человека.

Конституционный Суд Украины обращает внимание на то, что статья 40 Конституции Украины не предусматривает возможности ограничения права каждого человека на обращение к органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам.

Следовательно, по мнению суда, признание физического лица судом недееспособным не означает автоматического лишения его правоспособности — способности иметь права и обязанности в соответствующих сферах правоотношений, в том числе предусмотренного статьей 40 Конституции Украины права на обращение к органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам.

В Решении Суд подчеркивает, что законодатель должен ввести эффективные механизмы реализации и защиты прав, свобод и интересов лица, признанного судом недееспособным, в том числе принадлежащего этому лицу конституционного права на обращение к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным и служебным лицам этих органов. На законодательном уровне должна существовать эффективная система правовых норм, которая, с одной стороны, должна обеспечивать реализацию лицами, признанными судом недееспособными, права на обращение к органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным и служебным лицам этих органов, а с другой - предоставлять возможность таким органам и лицам не рассматривать очевидно бессмысленные обращения.

Конституционный Суд Украины обязал Верховную Раду Украины привести неконституционные положения Закона в соответствие с Конституцией Украины и настоящим Решением.

Указанные положения утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.

Источник: Отдел коммуникаций КСУ
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • Ирина Борисенко
    Ирина Борисенко
    судья Хозяйственного суда Киева
  • Николай Худык
    Николай Худык
    член Высшего совета правосудия, судья Киевского апелляционного суда
  • Николай Ященко
    Николай Ященко
    судья Киевского апелляционного суда