Многомиллиардные долги за коммуналку: выход нашел Кабмин

16:35, 18 октября 2016
Коммунальные предприятия имеют шанс выбраться из долговой ямы перед поставщиками.
Многомиллиардные долги за коммуналку: выход нашел Кабмин

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Коммунальные предприятия имеют шанс выбраться из долговой ямы перед поставщиками.

Так, 17 октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5273 «О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций, предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители».

Инициатором проекта закона выступил Кабинет Министров Украины.

Проект закона был разработан Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

 

Миллиардные долги

Из-за неурегулированности вышеперечисленных вопросов кредиторская задолженность перед поставщиком природного газа теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций за природный газ, использованный для производства тепловой энергии, предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, по состоянию на 1 июля 2016 года, составила 18 700 000 000 грн:

  • задолженность по разнице в тарифам (за предоставленные услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения населению) — 3 100 000 000 грн;
  • задолженность по разнице в тарифах (за предоставленные услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу населению) — 3 900 000 000 грн;
  • задолженность по разнице в тарифах (за предоставленные коммунальные услуги учреждениям и организациям, которые финансируются из Государственного и местных бюджетов) — 2 200 000 000 грн;
  • задолженность населения за потребленные услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды — 4 600 000 000 грн;
  • задолженность за предоставленные коммунальные услуги учреждениям и организациям, которые финансируются из государственного и местных бюджетов предприятиями теплоэнергетики, — 600 000 000 грн;
  • задолженность по льготам и субсидиям, начисленных на услуги, предоставляемые предприятиями теплоэнергетики, — 800 000 000 грн.

 

Почему возникает задолженность?

Основными негативными факторами, которые существенно влияют на состояние предприятий теплоэнергетики и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения, в первую очередь являются:

  • рост цены на энергоносители, в частности, на природный газ и электрическую энергию, используемых/потребляемых в процессе производства, транспортировки и поставки тепловой энергии, услуг централизованного отопления, снабжения горячей воды, услуг водоснабжения и водоотведения;
  • несвоевременность просмотра уполномоченными органами государственной власти тарифов на тепловую энергию, услуги по централизованному отоплению, снабжению горячей воды, услуги водоснабжения и водоотведения;
  • несвоевременное и не в полном объеме возмещение убытков и потерь предприятий ЖКХ, обусловленных государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, услуги по централизованному отоплению, снабжению горячей воды, услуги по водоснабжению и водоотведению;
  • значительная задолженность потребителей, в первую очередь населения, учреждений и организаций бюджетной сферы, за тепловую энергию, услуги по централизованному отоплению, снабжению горячей воды, услуги по водоснабжению и водоотведению;
  • правовая неурегулированность вопроса начисления и взыскания с граждан Украины пени за несвоевременно проведенные расчеты за жилищно-коммунальные услуги.

«Принятие законопроекта обусловлено необходимостью урегулирования комплекса неотложных проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства и погашения кредиторской задолженности предприятий, производящих, транспортирующих и поставляющих тепловую энергию, предоставляют услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленный природный газ и электрическую энергию, возникшую в условиях неполного финансирования предусмотренных государственным и/или местными бюджетами расходов для расчетов за тепловую энергию, потребленную предприятиями, организациями и учреждениями, финансируемыми из Государственного и/или местных бюджетов; неполной оплаты затрат, предусмотренных бюджетами всех уровней на финансирование льгот и субсидий, установленных законодательством относительно оплаты за энергоносители; неполной и/или несвоевременной оплаты расходов на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги отопления и снабжения горячей воды, которые производились, транспортировались и поставлялись населению, организациям и учреждениям, которые финансируются из Государственного и/или местных бюджетов, а также задолженности по уплате вышеупомянутыми предприятиями штрафных и финансовых санкций, начисленных на задолженность за потребленные энергоносители в период правовой неурегулированности вопроса начисления и взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение квартирной платы и за жилищно-коммунальные услуги», — отмечает в пояснительной записке вице-премьер-министр Украины — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко.

 

Пеня за прострочку на миллионы

Кроме этого, наблюдается рост дополнительной финансовой нагрузки на компании в виде штрафных и финансовых санкций в связи с нарушениями обязательств по оплате за потребленные газ, электроэнергию, покупную воду, невыполнение требований по кредитным договорам с международными финансовыми организациями, направленных на внедрение энергосберегающих мероприятий и модернизацию.

Так, по информации НАК «Нафтогаз Украины», пени, штрафные и финансовые санкции, начисленные по иску поставщика природного газа за несвоевременные расчеты теплоснабжающими организациями за потребленный природный газ на 1 января 2016 год, составили 2 600 000 000 грн и в течение только I полугодия 2016 года выросли в 1,7 раза, и по состоянию на 1 июля 2016 года составили 4 500 000 000 грн. При этом предприятия теплоэнергетики не имеют фактического источника возмещения таких санкций, поскольку эти расходы не могут рассматриваться в составе установленных национальным регулятором тарифов. С другой стороны, перекладывание таких санкций на потребителя законодательно не урегулировано.

 

Судиться стало дороже

Отдельно следует отметить, что Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные актов Украины относительно уплаты судебного сбора», согласно которому, начиная с 1 сентября 2015 года, минимальная ставка судебного сбора повышена в пять раз (с 275 грн до 1378 грн, а с 1 мая 2016 года — 1450 грн), что значительно снижает способность предприятий теплокоммунэнерго проводить претензионно-исковую работу и в свою очередь возмещать убытки, понесенные в результате начисления пени и штрафных санкций, начисленных на задолженность за потребленный природный газ.

 

Разница в тарифах: кто должен заплатить?

Несмотря на тот факт, что законы Украины имеют общегосударственное значение и являются обязательными к исполнению, остается нерешенным вопрос реализации подпункта 1 п. 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 июля 2015 года №626-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг» по возмещению в полном объеме к 1 июля 2017 года разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и снабжение горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или предприятиям централизованного водоснабжения и водоотведения, предоставляющих услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которая возникла в период до 1 января 2016 года в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению, водоотведению, отоплению и снабжению горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти, или органом местного самоуправления.

Так, согласно информации, обобщенной на основании данных, поступивших от областных и Киевской городской государственных администраций, по состоянию на 1 января 2016 года остается непогашенной задолженность по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и снабжение горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения, которые производились, транспортировались и поставлялись населению в объеме 5 100 000 000 грн, а также задолженность по разнице в тарифах (за предоставленные коммунальные услуги учреждениям и организациям, которые финансируются из Государственного и местных бюджетов) — 2 200 000 000 грн.

«Обозначенная ситуация создает условия для остановки предприятий в целом и требует урегулирования на законодательном уровне», — отмечает Геннадий Зубко.

 

Как решить проблему?

Подготовленный законопроект определяет комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий теплоэнергетики и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения.

Согласно законопроекту, урегулированию подлежит такая задолженность:

  • кредиторская задолженность теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций перед поставщиком природного газа за природный газ, использованный для производства тепловой энергии, предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды;
  • кредиторская задолженность предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения перед поставщиком электрической энергии за потребленную для производства услуг централизованного водоснабжения и водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых сетей) электрическую энергию;
  • задолженность по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и снабжение горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем), которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют услуги населению по теплоснабжению, централизованного водоснабжения и водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем), а также организациям и учреждениям, которые финансируются из Государственного и/или местных бюджетов, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии, отопления и снабжения горячей воды, услуг по централизованному водоснабжению, водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем) тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или местного самоуправления, и осталась непогашенной по состоянию на 1 января 2016 года.

 

Конкретные действия — взаиморасчет

Урегулирование вышеуказанной задолженности предлагается осуществить в два этапа.

Первый этап урегулирования задолженности предусматривает проведение централизованных взаиморасчетов, которые будут осуществляться на основании Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» и последующие годы за счет субвенции из Государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и снабжение горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем), которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют услуги населению по теплоснабжению, централизованного водоснабжения и водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем), а также организациям и учреждениям, которые финансируются из Государственного и/или местных бюджетов, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии, услуг отопления и снабжения горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, снабжения холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем), тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или местного самоуправления.

Взаиморасчеты в рамках погашения задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному отоплению, горячему водоснабжению, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, имеют последовательно обеспечить:

  • окончательное выполнение государством обязательств перед производителями и поставщиками тепловой энергии, услуг централизованного отопления и снабжения горячей воды, услуг централизованного водоснабжения и водоотведения, обусловленных неполным или несвоевременным финансированием расходов бюджетов на оплату льгот и жилищных субсидий населению и погашения разницы в тарифах на соответствующие жилищно коммунальные услуги;
  • погашение задолженности производителей и поставщиков тепловой энергии за природный газ использован для производства тепловой энергии, услуг по отоплению и снабжению горячей воды, а также задолженности предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за электрическую энергию, потребленную для оказания соответствующих услуг;
  • погашение налоговых и других обязательств поставщиков природного газа и электрической энергии, потребленных для производства, транспортировки и поставки населению и бюджетным учреждениям и организациям тепловой энергии, услуг отопления и снабжения горячей воды, услуг централизованного водоснабжения и водоотведения, перед государственным бюджетом.

 

Реструктуризация задолженности на пять лет

Второй этап урегулирования задолженности заключается в реструктуризации кредиторской задолженности предприятий теплоэнергетики за природный газ, использованный до 1 июля 2016 года для производства тепловой энергии, услуг по отоплению и снабжению горячей воды (без учета суммы штрафных санкций (неустойка), инфляционных начислений и процентов годовых, начисленных на задолженность за природный газ), непогашенной по состоянию на 31 декабря 2016 года, за исключением задолженности, ранее реструктуризированной (рассроченной и/или отсроченной), в т.ч. по решению суда.

Реструктуризацию вышеупомянутой задолженности предлагается осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Украины, с учетом определенных Законом особенностей в соответствии с порядком реструктуризации задолженности. Она будет утверждаться Кабинетом Министров Украины, сроком на пять лет на основании заключенных договоров о реструктуризации задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций за использованный для производства тепловой энергии, услуг по отоплению и снабжению горячей воды природный газ.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн