Правила парковки по-новому

14:30, 16 ноября 2016
Верховная Рада Украины внедрит в Украине систему цивилизованной комфортной системы парковки транспортных средств, фото- и видеофиксации. Данная система базируется на европейской практике парковки и балансирует интересы местной общины и автомобилистов.
Правила парковки по-новому

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины внедрит в Украине систему цивилизованной комфортной системы парковки транспортных средств, фото- и видеофиксации.

Данная система базируется на европейской практике парковки и балансирует интересы местной общины и автомобилистов.

Так, 2 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5364 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Антон Геращенко, Ярослав Дубневич, Игорь Диденко, Владимир Арьев, Дмитрий Белоцерковец, Наталья Новак, Геннадий Кривошея и Сергей Алексеев.

 

«Расшатанная» система парковки в Украине

Анализ существующего состояния системы парковки транспортных средств в Украине свидетельствует, что организационные, нормативно-правовые и финансовые условия функционирования указанной системы не соответствуют ни потребностям участников дорожного движения, ни требованиям населения, ни европейским практикам в этой сфере.

Так, водители достаточно часто не оплачивают услуги парковки; пренебрегают законными требованиями инспекторов-парковщиков; оставляют транспортные средства на тротуарах или на проезжих частях улиц, иногда в несколько рядов, что затрудняет движение транспорта, создает пробки и приводит к потерям времени законопослушными водителями и пассажирами общественного транспорта, существенно загрязняет воздух и т.п.

Значительная часть средств, уплаченных за парковку автотранспорта, не доходит до бюджетов городов, ведь сама система наличного расчета между водителем и инспектором-парковщиком создает возможности для манипулирования и провоцирует инспектора на поиск путей направления оплаты за парковку мимо местной казны в собственный карман.

Низкие поступления в бюджет не дают муниципалитетам возможностей обустраивать удобные парковочные площадки; строить подземные и наземные парковочные комплексы, в т.ч. в центральных частях городов; создавать «перехватывающие» паркинги на транспортных развязках; привлекать инвестиции в развитие парковочной инфраструктуры.

«В целом такая ситуация вредит не только водителям, пассажирам и пешеходам, а вообще всем жителям - членам соответствующих местных общин.

Европейский и мировой опыт свидетельствует, что причиной такой печальной ситуации является человеческий фактор; наоборот, главной проблемой является несовершенные правила парковки транспортных средств, прежде всего, законодательное регулирование этой сферы», — отмечают народные депутаты.

Система парковки в Украине кардинально отличается от аналогов, которые эффективно работают в странах ЕС и мира.

В успешных развитых странах функционируют простые и удобные для участников дорожного движения механизмы, которые характеризуются наличием таких элементов:

1) обеспечение соблюдения правил парковки и 100-процентной оплаты услуг по парковке за счет действенных санкций за нарушение этих правил;

2) доступность и комфортность услуг по парковке, широкий спектр удобных способов их оплаты, в частности, с использованием специальных приложений для смартфонов;

3) автоматический и достоверный учет средств, уплаченных за парковку, гарантированное направление их по назначению — в местные бюджеты;

4) развитие инфраструктуры парковки, в т.ч. создание «перехватывающих» парковочных комплексов;

5) разгрузка (освобождение) центральной части городов путем стимулирования пользоваться общественным транспортом, как надежным и финансово выгодным, а также экологическими и компактными видами транспорта — велосипедами, электромобилями и т.п.;

6) действенная борьба с пробками путем неизбежной эвакуации автомобилей, которые затрудняют или блокируют движение транспорта;

7) штрафные санкции за нарушение правил парковки за отсутствие на месте водителя применяются, как правило, к владельцу автомобиля.

 

Что предлагается исправить внесенными изменениями

Проектом предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законов Украины «О дорожном движении», «О местном самоуправлении в Украине», «О страховании», «О Национальной полиции».

Проект, среди прочего, предусматривает:

  • создание законодательного механизма неотвратимости ответственности за нарушение правил остановки, стоянки и парковки транспортных средств путем введения фото- и видеофиксации правонарушений;
  • распространение действующего законодательного механизма привлечения к админответственности лица, за которым зарегистрировано транспортное средство, за отдельные нарушения правил дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, на случаи нарушения правил остановки, стоянки и парковки транспортных средств, в частности, неуплату стоимости услуг парковки или парковки на местах для инвалидов лицами, не имеющими такого права;
  • обязательное оставление копии постановления или уведомления о решении о привлечении к админответственности за нарушения, зафиксированные в режиме фотосъемки/видеозаписи, на лобовом стекле транспортного средства;
  • определение оснований освобождения от ответственности лица, за которым зарегистрировано транспортное средство, а именно при выбытии из ее владения номерного знака или автомобиля вследствие противоправных действий других лиц, передачи права управления автомобилем другому лицу на соответствующем правовом основании или если лицо-фактический нарушитель оплатит штраф и лично обратится в орган взыскания с заявлением и копией документа об оплате штрафа;
  • наделение полномочиями рассмотрения дел об административных правонарушениях и временного задержания транспортного средства инспекторов по парковке, а именно уполномоченных исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов должностных лиц этих органов или должностных лиц соответствующих коммунальных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере парковки транспортных средств;
  • привязку размеров штрафных санкций за нарушение правил парковки, в т.ч. за неуплату услуг по пользованию соответствующими площадками, к стоимости одного часа парковки (в 20-кратном размере), что является справедливым, ведь только в городе Киеве действуют три различных тарифа по оплате стоимости парковки в зависимости от территориального расположения площадки (5,7 грн или 10 грн за 1 час);
  • предоставление 50% скидки в оплате штрафов за нарушения, зафиксированные в режиме фотосъемки/видеозаписи, в случае уплаты штрафа в течение десяти банковских дней.

Проект предлагает также предоставить уполномоченным местной властью инспекторам с парковки право привлекать к ответственности нарушителей правил остановки-стоянки автомобилей в пределах соответствующего населенного пункта, если это нарушение зафиксировано в режиме фотосъемки/видеозаписи.

При этом законопроект исключает конкуренцию полномочий между полицией и инспекторами парковки по рассмотрению одних и тех же админправонарушений. И полицейский, и инспектор с парковки при фиксации правонарушения обязуются распечатать копию постановления или специальное уведомление о привлечении к админответственности и оставить ее на лобовом стекле, что будет сигналом для другого должностного лица о том, что соответствующий нарушитель уже привлечен к ответственности.

Кроме этого, информация о правонарушениях вместе с фото- и видеодоказательствами с соответствующей проверкой будет поступать в единый Реестр административных правонарушений, что сделает невозможным привлечение одного лица дважды за одно и то же правонарушение.

Предлагается также предоставить инспекторам с парковки право осуществлять временное задержание автотранспорта путем эвакуации и доставки для хранения на спецплощадку или стоянку при условии, что размещение транспортного средства существенно препятствует дорожному движению или создает угрозу безопасности движения, а также в случае парковки на местах для инвалидов лицами, не имеющими такого права.

Все случаи существенного препятствования дорожному движению или создание угрозы безопасности движения предусмотрено установить непосредственно этим законопроектом. К таким случаям, в частности, предлагается отнести ситуации, когда транспортное средство поставлено:

  • на проезжей части в два и более рядов;
  • на трамвайных путях;
  • на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон (что особенно опасно при переходе дороги детьми и другими лицами небольшого роста, ведь автомобили перекрывают видимость дороги);
  • на посадочных площадках для остановки маршрутных транспортных средств;
  • в местах, где будет невозможен встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось;
  • в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки;
  • ближе 10 м от выездов из близлежащих территорий и непосредственно в месте выезда и т.п.

После временного задержания транспортных средств предусмотрено безотлагательное информирование соответствующих подразделений Национальной полиции о таком задержания с указанием времени задержания и места, куда эвакуировано транспортное средство, размещение этой информации на официальном веб-портале соответствующего муниципалитета, а также передачу сообщений об эвакуации автомобилей на номера мобильных телефонов, которые их владельцы предложили для внесения в соответствующие информационно-коммуникационные системы.

Возврат задержанного транспортного средства будет происходить незамедлительно после уплаты штрафа и стоимости услуги по его транспортировке и хранению. Предусмотрено также введение обязательного страхования гражданской ответственности субъекта хозяйствования, которое предоставляет услуги по транспортировке и хранению транспортных средств на случай причинения вреда при осуществлении этих операций.

Для удобства оплаты за парковку и эффективного контроля за его осуществлением создается законодательная возможность введения по решениям органов местного самоуправления на территории соответствующих населенных пунктов автоматизированной системы контроля оплаты парковки.

 

Нужно исправить проблемы в механизме ответственности за нарушение

Как отмечается в пояснительной записке, создание подобной системы в Украине должно начаться с совершенствования законодательного механизма.

Практика свидетельствует об очень низкой эффективности и неэффективности положений Кодекса Украины об административных правонарушениях, регулирующие ответственность за нарушение правил парковки.

Так, органом привлечения к административной ответственности водителей за нарушение правил парковки транспортных средств в настоящее время определены административные комиссии при исполнительных органах сельских, поселковых, городских советов, а вывод админпротоколов за совершение таких нарушений КУАПом возлагается на лиц, уполномоченных исполнительными органами этих местных советов. В то же время отсутствие ответственности водителей за невыполнение требований инспекторов-парковщиков предъявить водительское удостоверение для составления соответствующего протокола об админправонарушении приводит к массовому игнорированию водителями необходимости оплаты стоимости услуг по парковке.

Инспекторы-парковщики лишены возможности задокументировать и оформить надлежащим образом факт совершения правонарушения, ведь они просто не знают, на кого выписывать протокол об админправонарушении. Сложной, длительной и бюрократически обременительной является также сама процедура рассмотрения таких дел административными комиссиями при исполнительных органах местных советов.

«Другой важной проблемой является отсутствие надежного и действенного механизма привлечения к ответственности за нарушение правил остановки-стоянки транспортных средств в населенных пунктах Украины.

Без решения этой проблемы навести порядок на автодорогах и улицах городов Украины практически невозможно. Ведь автолюбители очень часто паркуются не на платных парковочных площадках, а в местах, где запрещена остановка-стоянка, иногда в несколько рядов, создавая значительные помехи для движения транспорта», — отмечают народные депутаты.

 

Местная власть и наведение ею порядка

Колоссальный дискомфорт жителям украинских городов наносят также нередкие случаи наглого нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, когда автомобиль оставляют прямо на проезжей части, иногда во второй или третьей полосе движения.

Также, как говорится в пояснительной записке, такие «горе-нарушители» иногда не просто искусственно создают пробки, а могут и полностью заблокировать движение трамваев, троллейбусов, технологического и аварийного транспорта. В этом случае за несколько минут остановки движения образуются километровые пробки, которые наносят огромный моральный и материальный ущерб тысячам жителей.

Поэтому именно местная власть является наиболее заинтересованным в наведении порядка на улично-дорожной сети населенных пунктов и прекращения распространенной практики парковки транспортных средств в местах, где запрещена не только стоянка, а даже остановка. Однако, на сегодня привлечение к ответственности за нарушение правил остановки-стоянки является сферой ответственности исключительно Национальной полиции.

Вместе с тем, оформление дел о нарушениях правил остановки-стоянки или быстрое реагирование на ситуацию, в частности, проведение оперативной эвакуации автомобилей, которые блокируют движение транспорта, может отвлекать полицейских от решения более важных дел или даже быть обременительным, ведь главной функцией Национальной полиции является обеспечение прежде всего безопасности дорожного движения.

«Учитывая то, что решение всех указанных выше проблем требует срочного решения на законодательном уровне, предлагается рассмотреть и принять проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств»», — отмечают народные депутаты.

 

Каким образом проводится фиксация административного правонарушения

Как отмечается в пояснительной записке, имеется алгоритм (схема) действия фотофиксации нарушений правил парковки, стоянки, например:

1) нарушение правил остановки-стоянки транспортных средств (право привлечения к административной ответственности имеет как полицейский, так и инспектор с парковки, уполномоченный исполкомом местного совета);

2) нарушение правил парковки транспортных средств (в частности, неоплата услуг по пользованию площадкой для платной парковки) — при отсутствии автоматизированной системы контроля для оплаты. Право привлечения к административной ответственности имеет инспектор с парковки, уполномоченный исполкомом местного совета;

3) нарушение правил парковки транспортных средств (в частности, неоплата услуг по пользованию площадкой для платной парковки) — при наличии автоматизированной системы контроля оплаты парковки. Право привлечения к административной ответственности имеет инспектор с парковки, уполномоченный исполкомом местного совета;

4) нарушение правил остановки-стоянки-парковки транспортного средства существенно препятствует дорожному движению или создает угрозу безопасности движения — происходит временное задержание (эвакуация) транспортного средства. Право привлечения к административной ответственности имеет как полицейский, так и инспектор с парковки, уполномоченный исполкомом местного совета.

Более подробно о схеме действия фотофиксации нарушений правил и административной ответственности можно узнать по ссылке.

 

Новая система парковки в европейском стиле

Проект Закона разработан с целью внедрения в Украине цивилизованной комфортной системы парковки транспортных средств, который базируется на европейской практике и балансирует интересы местной общины и автомобилистов.

Также принятие проекта Закона будет способствовать развитию системы парковки в Украине; предоставлению органам местного самоуправления действенных рычагов по решению транспортных проблем городов; уменьшению нагрузки на улично-дорожную сеть населенных пунктов; улучшению экологической ситуации в центральных частях городов; повышению уровня качества предоставления услуг по парковке; увеличению поступлений средств в местные бюджеты путем повышения дисциплины по уплате услуг по парковке; повышению удобства пользования услугами парковки для граждан; использованию площадок для парковки с максимальной эффективностью за счет рациональной организации и введения новых инновационных технологий оплаты услуг и контроля за осуществлением оплаты.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн