Процессуальные кодексы не примут раньше сентября?

13:00, 13 июля 2017
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Почему народный депутат Руслан Сидорович считает, что процессуальные кодексы не будут приняты раньше осени.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Несмотря на то, что Президент Украины определил законопроект №6232, как неотложный, парламентарии не спешат с его принятием. Документ был проголосован в первом чтении, однако до второго чтения в текст были внесены серьезные правки, которые стали камнем преткновения для политических сил. О том, что смутило народных избранников, когда будут приняты процессуальные кодексы и почему законность конкурса в Верховный Суд может оказаться под вопросом, редакции рассказал председатель подкомитета по вопросам исполнения решений Европейского суда по правам человека Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Сидорович.

- Руслан Михайлович, есть ли шанс, что кодексы будут проголосованы 13.07.2017?

- Говоря о том, проголосует ли парламент 13.07.2017 года за процессуальные кодексы, вспоминаю анекдот о том, какие шансы встретить на улице динозавра. Ответ: 50/50, т.е. или да, или нет. С кодексами ситуация приблизительно аналогичная.

- А что мешает парламентарием рассмотреть законопроект?

- На последнем заседании Комитета (Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия — прим. ред.) одной из фракций коалиции, а именно «Народным фронтом», была высказана принципиальная позиция, о которой они неоднократно говорили ранее. Эта позиция касается целого ряда норм об Агентстве по розыску и управлению арестованными и конфискованными активами.

На самом деле данный вопрос является очень дискуссионным. Правки вносятся в нарушение ст. 116 Регламента Верховной Рады Украины, поскольку эти моменты не были предметом обсуждения в первом чтении.

Конечно, есть целый ряд проблем, связанных с работой этого агентства. Безусловно, эти нормы необходимо наполнять реальным содержанием и реальным инструментарием. Но является ли это предметом регулирования процессуальных кодексов? Очевидно, что нет.

Поэтому решать вопросы, связанные с процессуальными кодексами, — это наша обязанность. Но мы не можем требовать от наших граждан и от органов государственной власти исполнения закона, если сама ВР будет его нарушать. Я говорю о Регламенте ВР.

Это является одной из главных проблем.

- Т.е. есть и другие?

- Также большой проблемой является принятие процессуальных кодексов в рамках тех сроков, которые поставлены. Напомню, 900-страничный документ, почти 5 тыс. поправок. Можно ли принимать процессуальные кодексы без системного анализа каждой запятой и точки? За каждой буквой этих кодексов стоит человеческая судьба, поскольку далее, в соответствии с их нормами, кто-то будет пытаться добиться справедливости в суде.

Если мы не проанализируем все риски, то можем допустить фатальную ошибку. Нужно ли принимать кодексы? Однозначно нужно. Нужно ли принимать «кота в мешке»? Думаю, вопрос риторичен.

Поэтому затруднения в следствие такого малого временного лимита для анализа этих документов, конечно, является очень большим вызовом.

К сожалению, в свое время Конституционная комиссия не прислушалась к моему мнению о том, что ее задачей было выпустить не только предложения по изменениям в Конституцию, но и изменения в процессуальные кодексы, закон о судоустройстве и статусе судей, закон о Высшем совете правосудия, закон об адвокатуре, изменения в закон о прокуратуре, процессуальные кодексы. Отсутствие комплексного подхода и запоздалая подача создает огромное количество правовых проблем и, соответственно, проблем у людей, поскольку все это порождает разорванность.

Приведу пример. Мы ввели такое понятие, как конституционная жалоба для граждан, но не приняли новый закон о Конституционном Суде. Сейчас мы имеем очень серьезные дискуссии по этому закону относительно того, принимать его или нет и в какой редакции.

- А совпадет ли момент принятия кодексов с моментом создания Верховного Суда?

- Он не может не совпасть, однако здесь другой правовой парадокс. В соответствии со сроками, конкурс в ВС завершился 1 апреля, однако конкурс не завершился. Является ли это проблемой для конкурса? Это является колоссальной проблемой, поскольку мы в конкурсе в ВС уже фактически вышли за рамки правового регулирования.

Легитимность такого конкурса уже в некой мере под сомнением.

Однако, очевидно, что новый ВС не заработает без новых процессуальных кодексов, а новые процессуальные кодексы не заработают без нового ВС. Эти моменты абсолютно взаимосвязаны. Опять-таки это то, о чем я постоянно говорю; это та задача, которую недовыполнила Конституционная комиссия.

Более того, в нормальном режиме новые процессуальные кодексы не могут запускаться на второй день после их принятия, а у нас так фактически и произойдет. Не судьи, ни адвокаты, я уже не говорю о гражданах, не будут знать, что в них написано.

Такие вещи нельзя вводить в действие «с сегодня на завтра». Должно быть время для нормальной качественной аналитики, для того, чтобы правоприменительная практика была понятной. Это составляющая принципа верховенства права — правовая определенность. 

Поэтому повторюсь, что ВС не сможет работать без кодексов, а кодексы не будут работать без ВС. Скорее всего, технически уже невозможно добиться того, чтобы это произошло раньше сентября.

 

Напомним, что в комитете ВР по вопросам правовой политики и правосудия состоялись слушания на тему «Исполнение решений ЕСПЧ: современное состояние и перспективы». Фотоотчет о мероприятии смотри здесь. На слушаниях обсуждались темы «Какие неисполненные решения судов будут исполняться в первую очередь» и «За чей счет должны выплачивать сатисфакцию по решениям Европейского суда».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый