Верховная Рада Украины задумала изменить порядок проведения налоговых проверок и требования к уведомлениям-решениям ( так называемые НУРы).
В частности, запланированы корректировка оснований для документальных внеплановых проверок и изменение их продолжительности.
Это следует из законопроекта №1210 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины для усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве».
Законодатель хочет откорректировать перечень оснований для проведения проверок. В случае принятия законопроекта документальная внеплановая проверка может быть проведена в том числе и том случае, когда «установлены факты, которые дают контролирующему органу право обоснованно считать, что налогоплательщик допустил нарушения»; если не подана отчетность для налогового контроля за трансфертным ценообразованием; если налогоплательщик подал возражения на акт проверки, в порядке предусмотренном п. 86.7 статьи 86 НК.
Сюрприз ожидает и нерезидентов, поскольку к ним придут с проверкой, если налоговики получат информацию, что нерезидент ведет хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины без принятия на налоговый учет.
Повторно могут прийти с проверкой на предприятие, если получена информация от иностранных госорганов или материалы экспертиз по вопросам предыдущей проверки, которые говорят о нарушениях налогоплательщика.
Налогоплательщик теперь может не допустить к проверке налоговика, если его служебное удостоверение не оформлено надлежащим образом.
Акт об отказе налогоплательщика расписаться в направлении на проверку не будет регистрироваться в контролирующем органе, но составляться будет в двух экземплярах. Один экземпляр вручается под подпись проверяемого сразу после составления.
В случае отказа подписать акт составляется еще один акт. Этот акт доказывает отказ подписать предыдущий.
Акт также составляется, если предприятие не обнаружено по юридическому адресу.
Изменены сроки проведения проверок:
Продолжительность плановых проверок сможет продляться.
Несвоевременно предоставленные документы (менее чем за три рабочих дня до завершения проверки) станут основанием для продления проверки.
Кроме того, законопроект вводит понятия «акт проверки» и «справка проверки».
Акт отражает установленные нарушения, справка составляется об отсутствии нарушений.
Акт, справка, возражения и пояснения входят в понятие «материал проверки».
Акт (справка) кроме должностных лиц контролирующего органа может быть подписан лицами, уполномоченными на это в установленном порядке.
Возражения на акт становятся его неотъемлемой частью.
Рассматривать акт проверки и возражения к нему будет комиссия контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений (постоянно действующий коллегиальный орган в составе руководителя, двух уполномоченных лиц).
При этом налогоплательщика будут заблаговременно уведомлять о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Отсутствие налогоплательщика не препятствует рассмотрению материалов.
Комиссия принимает налоговое уведомление-решение и заключение о результатах рассмотрения возражений к акту проверки. Это заключение становится неотъемлемой частью НУРа.
Появится возможность обжалования в Апелляционном совете по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков налоговых уведомлений-решений. Для этого необходимо будет подать жалобу в Министерство финансов, при котором будет работать Совет.
Налоговые уведомления-решения станут более детальными.
К основаниям направления налоговых уведомлений-решений прибавятся завышение сумм НДФЛ (налога на доходы физических лиц) в декларациях и наличие ошибок при определении обязательных реквизитов налоговой накладной.
В уведомлениях необходимо будет указывать или добавлять к ним детальный расчет налогового обязательства (при наличии) и штрафных финансовых санкций.
Ранее «Судебно-юридическая газета» писала о том, что Гоструда уполномочено осуществлять проверку соблюдения работодателями гарантий трудового законодательства.