Что происходит с законом о Бюро финансовых расследований

13:50, 27 января 2020
Денис Монастырский рассказал, что будет дальше с законом о Бюро финансовых расследований и реформой СБУ.
Что происходит с законом о Бюро финансовых расследований
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Во время своего выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе Президент Владимир Зеленский сообщил, что в Украине заработает Бюро финансовых расследований

Вместе с тем, 17 января Верховная Рада по рекомендации Комитета по вопросам налоговой политики отклонила законопроект №1208-2 о создании указанного Бюро. Примечательно, что во время обсуждения такого предложения на заседании Комитета его глава Даниил Гетманцев кратко обосновал необходимость отклонить законопроект выводом юридического управления ВР, на который народные депутаты далеко не всегда обращают внимание. 

Интересно, что до этого парламентарии горячо спорили, нужно ли усиливать в порядке конкурсного отбора и назначения руководителя Бюро влияние международных доноров, которые бы рекомендовали трех членов комиссии по отбору от Кабмина. На таком усилении настаивали депутаты от фракции «Голос». 

В интервью «РБК-Украина» глава Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский несколько прояснил ситуацию. 

Так, Президент Владимир Зеленский намерен внести свой законопроект о Бюро финансовых расследований уже в начале следующей сессии парламента, 4-5 февраля.

Вместе с тем, по словам Дениса Монастырского, сейчас все еще идет «поиск конституционной модели». Проблема с определением порядка назначения главы Бюро также возникает в связи с Выводом КСУ к законопроекту Зеленского №1014, в котором Суд указал, что опосредованное подчинение НАБУ и ГБР Президенту путем назначения и увольнения их руководителей создаст угрозу независимости этих органов, приведет к концентрации власти у Президента Украины, его конкуренции с органами исполнительной власти, а, следовательно, к нивелированию гарантий прав и свобод человека и гражданина.

«Может быть так: президент назначает при согласовании с Верховной Радой или Рада по представлению Президента. В ближайшие месяцы мы увидим конкретное предложение, но это уже вопрос к конституционалистам», — отметил по этому поводу Денис Монастырский.

В то же время слова главы Комитета свидетельствуют о том, что вопрос участия международных экспертов в отборе руководителя ГБР также проблематичен: «Я, скажу честно, очень скептически отношусь к участию международных экспертов в конкурсных комиссиях, потому что возникает вопрос вообще о субъектности и суверенитете государства. Но в то же время я считаю абсолютно правильной модель не внешнего, а внутреннего контроля за процессами».

Что касается самой идеи создании такого Бюро и передачи ему функций СБУ относительно расследования экономических преступлений, то об этом говорят уже не первый год, в том числе международные организации. С этой целью был наработан целый ряд законопроектов.

В середине октября пресс-служба СБУ даже проинформировала, что Иван Баканов передал Президенту Зеленскому проект новой редакции закона о СБУ.

Впрочем, далее подвижек не произошло.

«Не могу отвечать за весь парламент, но давайте рассуждать чисто фактами. Через полгода после смены власти мы не имеем в парламенте даже законопроекта о реформе СБУ от Президента, как это предусмотрено. Этот факт говорит, что общая концепция еще не найдена.

Есть порядка девяти законопроектов, которые крутятся в Офисе Президента уже не первый год. Ведутся дискуссии, в том числе в комитете по нацбезопасности, о том, каким должен быть концепт. Да, он отличается от видения Службы безопасности Украины.

Здесь вопрос в том, чтобы был найден единый концепт, это основная задача, которая решалась более интенсивно на протяжении последнего месяца. Потому что до этого мы видели "перетягивание каната": комитет со своим мнением, Офис Президента, который считает по-другому, и СБУ, которая считает по-третьему.

Сейчас найдена точка сборки, на базе комитета будет искаться консенсус. Думаю, к концу февраля он будет найден. Еще две-три недели понадобится, чтобы его корректно прописать в тело закона. Потому я ожидаю проект не позднее февраля-марта месяца», — подчеркнул Денис Монастырский.

«Система на протяжении многих лет была очень закрытой и натягивала на себя полномочия. Это было ее рефлекторное желание, что вот я набираю права, но никогда не отдаю. Поменять этот рефлекс очень тяжело. Думаю, что сегодня в СБУ происходит именно вот этот процесс переделывания рефлексов.

Я сразу говорил, что это не будет быстрый процесс. Был вариант сделать сразу, принять волевое решение и отрезать лишнее, тот же департамент "К". Мы уже делали так с УБОП, и это привело к тому, что резко возросло количество уголовного элемента. Мне кажется, правильный вывод, что именно в этой сфере такие вещи нельзя сразу отрезать.

Но это не значит, что процесс должен двигаться мягко. Я понимаю, что есть силы, которые считают нормальным, когда процесс как бы идет, но результата нет. Так не должно происходить, и здесь я возлагаю полную ответственность на моих коллег из профильного комитета. Они достаточно активны, ищут консенсус, постоянно идет обсуждение с участием, в том числе, Президента», — добавил он.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Данило Гетманцев
    Данило Гетманцев
    голова Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної політики
  • Михайло Ніколаєв
    Михайло Ніколаєв
    суддя Господарського суду Чернівецької області
  • Сергій Чванкін
    Сергій Чванкін
    голова Київського районного суду м. Одеси