Изменения в закон об Антимонопольном комитете лишают АМКУ полномочий, — ГНЭУ ВР о законопроекте Пидласы

12:36, 30 апреля 2020
30 апреля Рада примет законопроект Роксоланы Пидласы, которым создаст при АМКУ комиссию, подменяющую, по мнению ГНЭУ ВР, сам Антимонопольный комитет.
Изменения в закон об Антимонопольном комитете лишают АМКУ полномочий, — ГНЭУ ВР о законопроекте Пидласы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Согласно повестке дня Верховная Рада сегодня, 30 апреля, рассмотрит изменения в Закон «Об Антимонопольном комитете Украины» и некоторые другие законодательные акты относительно усовершенствования системы органов АМКУ. Соответствующий законопроект №3132 к принятию в целом одобрил на своем заседании 29 апреля Комитет по вопросам экономического развития.

Так, во время рассмотрения ко второму чтению соавтор законопроекта, народный депутат Роксолана Пидласа напомнила, что предлагается создать в составе Антимонопольного комитета комиссии по вопросам обжалования нарушений законодательства в сфере публичных закупок и укомплектовать эти комиссии уполномоченными по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок.

Отметим, что Главное научно-экспертное управление ВР рекомендовало этот проект отклонить. В частности, потому, что идея создания комиссии как органа, который фактически выполняет задачи АМКУ и принимает от его имени решения, ошибочна и потому, что АМКУ, являясь субъектом обжалования, фактически лишается права реализовывать свои полномочия и принимать решения. При этом его полномочия передаются органу, должностные лица которого назначаются неконституционным способом, по мнению ГНЭУ.

Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является совершенствование работы АМКУ как органа обжалования. Для достижения этой цели в проекте предполагается создать в АМКУ Комиссию по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. При этом предлагается внести изменения в законы Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О предотвращении коррупции» и «О государственной службе».

«Головне управління дотримується позиції, що «передбачені проектом новели у частині утворення Комісії (Комісій) з розгляду скарг про порушення законодавства у сфері публічних закупівель не узгоджуються з приписами Закону України «Про публічні закупівлі», внесення змін до яких у проекті не пропонується.

При цьому сама ідея утворення Комісії як органу, що фактично виконує завдання АМКУ та приймає від його імені рішення, є хибною також тому, що АМКУ, будучи суб’єктом оскарження, як за приписами чинного законодавства, так і за приписами проекту (ч. ч. 1 та 2 нової ст. 6-1 Закону України «Про Антимонопольний комітет України»), фактично позбавляється права реалізовувати свої повноваження та приймати рішення. При цьому його повноваження передаються органу, посадові особи якого призначаються в неконституційний спосіб. У зв’язку з цим слід зазначити, що повноваження Президента України вичерпно передбачені у Конституції України (п. 31 ч. 1 ст. 106) і не можуть бути розширені шляхом надання йому додаткових повноважень на підставі закону, на що у своїх рішеннях неодноразово звертав увагу Конституційний Суд України. З огляду на те, що Конституція України не наділяє Президента України повноваженнями щодо призначення Уповноважених з розгляду скарг про порушення законодавства у сфері публічних закупівель, запропонований у проекті порядок формування Комісії суперечить Основному Закону України» (висновок Головного управління
від 18.02.2020 № 16/3-160/2730)», - отметили в ГНЭУ.

Как сообщил народный депутат Степан Кубив в ходе заседания Комитета 29 апреля, к законопроекту при подготовке ко второму чтению было подано 43 поправки из которых предлагается 24 учесть полностью, 19 - отклонить.

Комитетом была поддержана правка 41 в следующей редакции Комитета:

«Установить, что полномочия постоянно действующей административной коллегии (коллегий) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок возлагается на комиссию (комиссии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок со дня ее (их) образования. Установить, что до момента назначения уполномоченных по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и при наличии необходимости их полномочия выполняют государственные уполномоченные Антимонопольного комитета Украины».

Также учтенными поправками уточняются некоторые понятия и увеличивается количество уполномоченных до 10.

Дискуссию вызвала правка 22, которой предлагается отнести увольнение председателя Антимонопольного комитета к полномочиям Верховной Рады, в то время как, согласно действующему законодательству, назначение и увольнение председателя Антимонопольного комитета отнесено к полномочиям Президента Украины.

Правка была поддержана большинством народных депутатов.

Члены Комитета приняли решение рекомендовать Верховной Раде принять законопроект во втором чтении в целом с учетом поправок в редакции, поддержанной Комитетом.

Также Комитет рассмотрел проект закона «О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины (относительно недопущения начисления штрафных санкций по кредитам в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни COVID-19)» (№3297).

Аналогичную норму Верховная Рада уже проголосовала, но только в отношении физических лиц. Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Хозяйственный кодекс Украины для поддержки бизнеса.

Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде принять законопроект в первом чтении и при подготовке ко второму чтении учесть замечания ГНЭУ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду