Зеленский подписал Закон Галины Третьяковой об оптимизации трудовых отношений: что изменится

07:05, 16 июля 2022
Президент Зеленский подписал изменения в Кодекс законов о труде и других законодательные акты: чего ждать работникам и работодателям.
Зеленский подписал Закон Галины Третьяковой об оптимизации трудовых отношений: что изменится
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

15 июля Владимир Зеленский подписал Закон (законопроект 7251) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по оптимизации трудовых отношений» авторства Галины Третьяковой.

В целом, в Кодексе законов о труде Украины будут следующие изменения:

статья 23 (сроки трудового договора) дополнена ч. 3 «Работодатель обязан информировать работников, работающих по срочному трудовому договору, о вакансиях, соответствующих их квалификации и предусматривающих возможность заключения бессрочного трудового договора, а также обеспечить равные возможности таких работников для его заключения».

текст статьи 29 (Обязанность работодателя к началу работы работника по трудовому договору) дополнена обязанностью работодателя проинформировать работника к началу работы о правах и обязанностях, условиях труда; провести инструктаж и т.п., в том числе, он может сделать это дистанционно. Ознакомление работников с приказами (распоряжениями), сообщениями, другими документами работодателя по их правам и обязанностям допускается с использованием определенных в трудовом договоре средств электронных коммуникационных сетей с наложением усовершенствованной электронной подписи или квалифицированной электронной подписи. В трудовом договоре с согласия сторон могут предусматриваться альтернативные способы ознакомления работника.

в статье 36 (основания прекращения трудового договора) дополнено:

смерть работодателя – физического лица или вступления в законную силу решения суда о признании такого физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или оглашение умершим;

отсутствие работника на работе и информации о причинах такого отсутствия более четырех месяцев подряд.

в статье 41 (Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя с отдельными категориями работников при определенных условиях) дополнено:

В случае невозможности обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя в результате боевых действий;

в статье 43-1 дополнено:

Разрыв трудового договора по инициативе работодателя без согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) допускается в случаях:

  • призыва или мобилизации во время особого периода работодателя – физического лица
  • увольнения работника в связи с невозможностью обеспечения его работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя в результате боевых действий.

В статье 47: Работодатель обязан в день увольнения выдать работнику копию приказа (распоряжения) об увольнении, письменное уведомление о начисленных и выплаченных ему суммах при увольнении (статья 116) и произвести с ним расчет в сроки, определенные статьей 116 данного Кодекса, а также по требованию работника внести надлежащие записи об увольнении в трудовую книжку, хранящуюся у работника.

в статье 49-2:

Увольнение работников в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 данного Кодекса осуществляется в следующем порядке:

о последующем увольнении работников персонально предупреждают не позднее 10 календарных дней;

не позднее чем за 10 календарных дней до запланированного увольнения работников первичным профсоюзным организациям предоставляется информация относительно этих мероприятий, включая информацию о причинах увольнения, количестве и категории работников, к которым это относится, о сроках проведения увольнения. В случае если увольнение работников является массовым в соответствии со статьей 48 Закона Украины «О занятости населения», работодатель за 10 календарных дней до проведения увольнения уведомляет государственную службу занятости о запланированном увольнении работников, а также в течение пяти календарных дней проводит консультации с профсоюзами о мероприятиях относительно предотвращения увольнений или сведения их количества до минимума или смягчения неблагоприятных последствий любых увольнений.

статья 81 исключена (Право на ежегодный отпуск при переводе на другое место работы).

В статье 82 (Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодный отпуск) п. 2 изложен в следующей редакции:

время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением или переводом на другую работу), кроме случаев, когда за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва.

в статье 83:

часть 3 исключена (в ней было прописано: В случае перевода работника на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию денежная компенсация за не использованные им дни ежегодных отпусков по его желанию должна быть перечислена на счет предприятия, учреждения, организации, куда перешел работник)

часть 6 изложена в следующей редакции:

В случае смерти работника денежная компенсация за не использованные им дни ежегодных отпусков, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, не полученная при жизни, выплачивается членам семьи такого работника, а в случае их отсутствия – входит в состав наследства

текст статьи 102-1:

Совместительством считается выполнение работником, кроме основной, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или ином предприятии, в учреждении, организации или у работодателя – физического лица.

Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически проделанную работу.

в статье 115:

Заработная плата работникам за все время отпуска выплачивается до начала отпуска, если иное не предусмотрено трудовым или коллективным договором;

в статье 116:

О суммах, начисленных и выплаченных работнику при увольнении, с указанием отдельно каждого вида выплаты (основная и дополнительная заработная плата, поощрительные и компенсационные выплаты, другие выплаты, на которые работник имеет право согласно условиям трудового договора и в соответствии с законодательством, в том числе при увольнении) работодатель должен письменно уведомить работника в день их выплаты.

В случае спора о размере сумм, начисленных работнику при увольнении, работодатель в любом случае должен в определенный настоящей статьей срок выплатить не оспариваемую им сумму.

в статье 117:

В случае невыплаты по вине работодателя причитающихся уволенному работнику сумм в сроки, определенные статьей 116 данного Кодекса, при отсутствии спора об их размере предприятие, учреждение, организация должны выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета, но не более чем за шесть месяцев.

При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм работодатель должен уплатить указанное в этой статье возмещение в случае, если спор решен в пользу работника. Если спор решен в пользу работника частично, размер возмещения за время задержки определяет орган, выносящий решение по существу спора, но не более чем за период, установленный частью первой данной статьи.

в статье 119 слова «сохраняется место работы, должность и средний заработок» заменили словами «сохраняется место работы и должность»;

Напомним, что в соответствии с этой статьей ранее работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц - предпринимателей, у которых они работали на время призыва.

в статье 233 «Сроки обращения в суд за разрешением трудовых споров» (изменено название)

Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

С заявлением о разрешении трудового спора по делам об увольнении работник вправе обратиться в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа (распоряжения) об увольнении, а по делам о выплате всех сумм, принадлежащих работнику при увольнении, – в трехмесячный срок со дня получение им письменного уведомления о суммах, начисленных и выплаченных ему при увольнении (статья 116).

В статье 234:

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных статьей 233 данного Кодекса, суд может восстановить эти сроки, если со дня получения копии приказа (распоряжения) об увольнении или письменного уведомления о суммах, начисленных и выплаченных работнику при увольнении (статья 116), прошло не больше одного года.

Изменения в Закон Украины «Об оплате труда»

В статье 19:

Совместительством считается выполнение работником, кроме основной, иной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или ином предприятии, в учреждении, организации или у физического лица, использующего труд наемных работников.

Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически проделанную работу.

Изменения в Закон Украины «Об отпусках»

в статье 9:

пункт 2 части первой изложить в такой редакции:

2) время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением или переводом на другую работу), кроме случаев, когда за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва;

часть третью исключить;

пункт 8 части седьмой статьи 10 исключить;

часть первую статьи 21 изложить в такой редакции:

Заработная плата работникам за все время отпуска выплачивается до начала отпуска, если иное не предусмотрено законодательством, трудовым или коллективным договором;

в статье 23 слова «а также по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста» исключено (было: Финансирование пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста производится из средств государственного социального страхования);

в статье 24 часть третью исключить;

в части шестой слова «выплачивается наследникам» заменить словами «не полученная при жизни, выплачивается членам семьи такого работника, а в случае их отсутствия - входит в состав наследства»;

пункт 18 части первой статьи 25 исключить.

Изменения в Закон Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений»

в статье 3: Выполнение решения суда о взыскании средств за время работы взыскателя в должности помощника-консультанта народного депутата Украины, в том числе при увольнении с такой должности, осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для выполнения решений суда, гарантированных государством, ответственным исполнителем которого он является».

Изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве»

В статье 6

Решение о взыскании средств из государственных органов, государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений, решение о взыскании средств за время работы взыскателя в должности помощника-консультанта народного депутата Украины, в том числе при увольнении с такой должности, выполняются органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.

Изменения в Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (принят 15 марта 2022 года № 2136-ІХ)

в статье 1:

Данный Закон определяет особенности прохождения государственной службы, службы в органах местного самоуправления, особенности трудовых отношений работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, а также лиц, работающих по трудовому договору, заключенному с физическими лицами (далее – работники), в период действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения»;

часть третью статьи 1 после слов «законодательства о труде» дополнить словами «законов Украины «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления», других законодательных актов, регулирующих деятельность государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления».

Это переворачивает с ног на голову (или наоборот) все регулирование труда госслужащих. Ведь приоритет теперь будет иметь не их профильный закон о госслужбе, а «временный закон», упрощающий и вопросы перевода, и увольнения.

Теперь норма звучит так: «В период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде, законов Украины «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления», других законодательных актов, регулирующих деятельность государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления» в части отношений, урегулированных этим Законом (т.е. законом «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»).

в статье 3

В период действия военного положения уведомление работника об изменении существенных условий труда и изменении условий оплаты труда, предусмотренных частью третьей статьи 32 и статьей 103 Кодекса законов о труде Украины, осуществляется не позднее, чем до введения таких условий.

в статье 6:

Нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения).

Для работников, занятых на объектах критической инфраструктурыры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.), которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.

Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается работодателем.

В период действия военного положения не применяются нормы статьи 53, части первой статьи 65, частей третьей – пятой статьи 67, статей 71, 73, 781 Кодекса законов о труде Украины и части второй статьи 5 Закона Украины «Об отпусках».

В случае установления нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи сверх нормы, установленной в соответствии с законодательством, оплата труда производится в размере, увеличенном пропорционально увеличению нормы труда.

Нормы частей первой, второй и пятой данной статьи не применяются к труду несовершеннолетних.

В статье 7 (Особенности обмена документами, организации кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов у работодателя)

В период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда.

В период действия военного положения стороны трудового договора могут договориться об альтернативных способах создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, сообщений и других документов по вопросам трудовых отношений и о любом другом доступном способе электронной коммуникации, который избран с согласия между работодателем и работником».

В статье 9 ч. 2 исключить (там было прописано: «Работники, имеющие детей (кроме случаев, определенных статьей 8 данного Закона), в период действия военного положения могут привлекаться по их согласию к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные и нерабочие дни, направляться в командировку»);

в статье 12:

В период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.

Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.

В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска. Нормы части седьмой статьи 79, части пятой статьи 80 Кодекса законов о труде Украины и части пятой статьи 11, части второй статьи 12 Закона «Об от пусках» в период действия военного положения не применяются.

В случае увольнения работника в период действия военного положения ему выплачивается денежная компенсация в соответствии со статьей 24 Закона Украины «Об отпусках».

В период действия военного положения работодатель по заявлению работника, выехавшего за пределы территории Украины или приобретшего статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных дней, без зачисления времени нахождения в отпуске в стаж работы, что дает право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 Закона Украины «Об отпусках».

в статье 13:

Приостановление действия трудового договора – это временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору в связи с вооруженной агрессией против Украины, что исключает возможность обеих сторон трудовых отношений выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Приостановление действия трудового договора может осуществляться по инициативе одной из сторон сроком не более чем период действия военного положения. В случае принятия решения об отмене приостановки действия трудового договора до прекращения или отмены военного положения работодатель должен за 10 календарных дней до возобновления действия трудового договора уведомить работника о необходимости приступить к работе.

Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений.

Приостановление действия трудового договора не может быть скрытым наказанием и не применяется к руководителям и заместителям руководителей государственных органов, а также должностным лицам местного самоуправления, занимающим выборные должности.

Приостановление действия трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, в котором, в частности, указывается информация о причинах приостановления, в том числе о невозможности обеих сторон выполнять свои обязанности и способ обмена информацией, срок приостановления действия трудового договора, количество, категории и фамилии, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) соответствующих работников, условия возобновления действия трудового договора.

Приказ (распоряжение) о приостановлении действия трудового договора, заключенного с должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, работодатель представляет для согласования в военную администрацию, которая осуществляет свои полномочия на соответствующей территории (военные администрации населенных пунктов и районные военные администрации, а при их отсутствии) − областные).

В случае несогласия работника (работников) с приказом (распоряжением) работодателя о приостановлении действия трудового договора работником или профсоюзом по поручению работника (работников) соответствующий приказ (распоряжение) может быть обжалован в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде или его территориального органа, который, изучив содержание приказа (распоряжения) и основания для его издания, по согласованию с военной администрацией может внести работодателю предписание об отмене соответствующего приказа (распоряжения) или об устранении нарушения законодательства о труде другим путем, что обязательно к выполнению работодателем в течение 14 календарных дней со дня получения такого предписания.

Предписания при обжаловании приказа (распоряжения) о приостановлении действия трудового договора, заключенного с должностными лицами, указанными в абзаце втором части второй настоящей статьи, могут быть внесены работодателю по согласованию с военной администрацией.

Предписание центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, или его территориального органа может быть обжаловано работодателем в течение 10 календарных дней в судебном порядке.

Возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам за время приостановки действия трудового договора в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее вооруженную агрессию против Украины.

Также закон дополнен статьями 15 и 16 следующего содержания:

Статья 15. Возмещение работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных в результате вооруженной агрессии против Украины

Возмещение работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных в результате вооруженной агрессии против Украины, осуществляется за счет средств государства-агрессора, а также средств, полученных из/от соответствующих фондов на восстановление Украины, в том числе международных, международной технической и /или возвратной или безвозвратной финансовой помощи, других источников, предусмотренных законодательством.

Порядок определения и возмещения работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных в результате вооруженной агрессии против Украины, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 16. Государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства о труде в период действия военного положения

В период действия военного положения центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, и его территориальные органы могут осуществлять по заявлению работника или профсоюза внеплановые меры государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования и физическими лицами, использующими наемный труд, в части соблюдения требований настоящего Закона, а также по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений и законности прекращения трудовых договоров.

Внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются в порядке, установленном Законом Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Внеплановые меры государственного надзора (контроля) в период действия военного положения осуществляются:

при наличии оснований, определенных абзацами пятым, восьмым, девятым, десятым части первой статьи 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;

по обращению Киевской городской военной администрации или областной военной администрации;

в связи с невыполнением предприятием предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных после 1 мая 2022 года.

В период действия военного положения при выполнении в полном объеме и в установленный срок предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении внеплановых мер государственного надзора (контроля), штрафы, предусмотренные статьей 265 Кодекса законов о труде Украины, не применяются.

пункт 3 раздела «Заключительные положения» изложен в следующей редакции:

«Этот Закон действует в период действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины "О правовом режиме военного положения", и утрачивает силу со дня прекращения или отмены военного положения, кроме части четвертой статьи 13 и статьи 15 данного Закона, которые утрачивают силу с момента завершения возмещения работникам и работодателям денежных сумм, утраченных в результате вооруженной агрессии против Украины».

Заключительные и переходные положения нового закона

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.

В случае несогласия работника (работников) с приказом (распоряжением) работодателя о приостановлении действия трудового договора, выданным до вступления в силу настоящего Закона, таким работником (работниками) соответствующий приказ (распоряжение) может быть обжалован в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, или его территориального органа, который, изучив содержание приказа (распоряжения) и основания для его издания, по согласованию с военной администрацией может внести работодателю предписание о признании соответствующего приказа (распоряжения) утратившим силу.

Установить, что исполнительные документы по решениям суда о взыскании средств или решения суда, вступившие в законную силу, о взыскании средств за время работы взыскателя в должности помощника-консультанта народного депутата Украины, в том числе при увольнении с такой должности, до вступления в силу настоящего Закона выполняются в порядке, предусмотренном частью второй статьи 6 Закона «Об исполнительном производстве» и частью первой статьи 3 Закона Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».

Кабинету Министров Украины:

  • в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона проработать вопросы социальной поддержки работников, действие трудовых договоров с которыми приостановлено и которым не выплачивается заработная плата или не имеющих других источников доходов, и о результатах проинформировать Верховную Раду Украины;
  • в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Закона проработать вопрос возмещения работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных в результате вооруженной агрессии против Украины, за счет средств государства-агрессора, а также средств, полученных из/от соответствующих фондов на восстановление Украины, в том числе международной, международной технической и/или возвратной или безвозвратной финансовой помощи, других источников, предусмотренных законодательством, и о результатах проинформировать Верховную Раду Украины;
  • в течение двух месяцев со дня вступления в силу данного Закона обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации данного Закона;
  • привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом;
  • обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом.

Ниже приводим текст закона.

 

Автор Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон о мобилизации: последствия для военнообязанных, что будет с отсрочкой
Telegram канал Sud.ua
Закон о мобилизации: последствия для военнообязанных, что будет с отсрочкой
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Володимир Макаренко
    Володимир Макаренко
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Соколовська
    Юлія Соколовська
    заступник керівника Офісу Президента України