Рада рассмотрит законопроект о штрафах для полицейских, работников НАБУ и БЭБ за невыполнение требований прокурора

07:55, 5 октября 2022
Как предполагает первая версия законопроекта, их смогут оштрафовать на 2550 грн.
Рада рассмотрит законопроект о штрафах для полицейских, работников НАБУ и БЭБ за невыполнение требований прокурора
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Рада готовится рассмотреть законопроект, которым предлагается установить в КУоАП ответственность за оставление без надлежащего рассмотрения и реагирования уполномоченными должностными лицами органов правопорядка требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений закона в их деятельности, привлечении лиц к дисциплинарной ответственности.

Соответствующий проект постановления 7659/П о принятии за основу 4 октября зарегистрирован в парламенте.

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», народные депутаты от «Слуги народа» Владлен Неклюдов, Сергей Ионушас, Максим Павлюк и другие зарегистрировали законопроект 7659 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно решения некоторых проблемных вопросов в деятельности органов прокуратуры Украины».

Как предлагается определить, прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования в форме процессуального руководства досудебным расследованием, уполномочен организовывать досудебное расследование, осуществлять надзор за негласными и другими следственными (розыскными) действиями органов правопорядка.

В КУоАП устанавливается ответственность за оставление без надлежащего рассмотрения и реагирования уполномоченными должностными лицами органов правопорядка требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений закона в их деятельности, привлечению лиц к дисциплинарной ответственности. Это влечет наложение штрафа от 80 до 150 тысяч НМДГ (т. е. от 1360 грн до 2550 грн).

Как определяется законопроектом, органы правопорядка – органы прокуратуры, Национальной полиции, службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, органы охраны государственной границы, Бюро экономической безопасности Украины, органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы, органы государственного финансового контроля, рыбоохраны, государственной лесной охраны, других органов, осуществляющих правоприменительные или правоохранительные функции.

Также вносятся изменения в закон о Национальной полиции.

В соответствии с ними надзор за негласными и другими следственными (розыскными) действиями в деятельности Национальной полиции осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. Выполнение указаний и требований прокурора, выданных в соответствии с УПК Украины, Законом Украины «О прокуратуре», другим действующим законодательством является обязательным. В случае несогласия с принятым прокурором решением оно может быть обжаловано в порядке, определенном действующим законодательством, к вышестоящему прокурору или в суд.

В Законе о прокуратуре устанавливается, что прокуратура осуществляет представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом, а также организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов во время уголовного производства, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.

Значительные изменения вносят и в статью 25 закона о прокуратуре.

В ней определяется, что в случае установления нарушений требований действующего законодательства в деятельности органов правопорядка во время проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания, досудебного следствия, в том числе по вопросам несоблюдения разумных сроков расследования, невыполнения письменных указаний прокурора или ненадлежащего состояния выполнения процессуальных обязанностей прокурор направляет соответствующему руководителю органа правопорядка требование об устранении нарушений законодательства.

В требовании прокурор имеет право ставить вопрос о привлечении должностных лиц соответствующего органа к дисциплинарной ответственности и принятии мер по устранению выявленных нарушений.

Рассмотрение и принятие соответствующих мер, указанных прокурором в требовании, обязательно. Оставление без рассмотрения влечет установленную действующим законодательством ответственность.

Однако Комитет в своем заключении отметил, что в части штрафов могут быть внесены поправки.

«Министерство юстиции Украины, Министерство внутренних дел Украины и Офис Генерального прокурора высказали ряд замечаний к проекту, в частности отметив, что диспозиция части третьей статьи 185-8 КУоАП (в редакции проекта) не корреспондируется с содержанием положений части первой статьи 25 Закона № 1697-VII (в редакции проекта), где речь идет о наступлении юридической ответственности только за оставление без рассмотрения соответствующих требований прокурора.

При этом положения части третьей статьи 185-8 КУоАП определяют административную ответственность не только за оставление без надлежащего рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений закона, а также за ненадлежащее реагирование уполномоченными должностными лицами органов правопорядка на требования прокурора. Также необходимо обратить внимание, что понятия «ненадлежащее рассмотрение» или «ненадлежащее реагирование», употребляемые в части третьей статьи 185-8 КУоАП, оценочны, поскольку их содержание не раскрывается в Законе Украины «О прокуратуре».

Народный депутат Украины - член Комитета Бакумов отметил, что при принятии законопроекта в первом чтении за основу из текста законопроекта необходимо исключить подпункт 1 пункта 2 раздела II (изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях по установлению ответственности за «оставление без надлежащего рассмотрения и реагирования уполномоченными должностными лицами органов правопорядка требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений закона в их деятельности, привлечению лиц к дисциплинарной ответственности») как не соответствующий Конституции Украины.

Кроме того, из пункта 53 Раздела XIII Переходные положения Закона о прокуратуре (в редакции проекта) необходимо исключить слова «чрезвычайного или», предоставив прокурорам право хранения, ношения и применения огнестрельного оружия и специальных средств только во время действия правового режима военного положения», - говорится в решении Комитета.

Каким будет финальный текст законопроекта, пока неизвестно.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва