Председателю Верховного Суда хотят дать право назначать и увольнять председателей всех судов Украины

15:40, 22 декабря 2022
В дискредитации должности председателя суда власти обвинили Раду судей Украины.
Председателю Верховного Суда хотят дать право назначать и увольнять председателей всех судов Украины
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 8296 от 21 декабря 2022 года, которым предлагается изменить порядок избрания и увольнения председателей судов, а также заместителей председателей судов.

Инициаторами законопроекта является большая группа народных депутатов фракции «Слуга народа», в частности, представитель Верховной Рады в Конституционном Суде Максим Дырдин, народные депутаты Павел Павлиш, Николай Стефанчук и Владимир Ватрас.

Законопроект предлагает собраниям судей всех судов страны (от местных судов до Высшего антикоррупционного суда и кассационных судов в составе Верховного Суда) избирать председателей и заместителей председателей судов сроком на 4 года, однако утверждать их на должностях будет лично председатель Верховного Суда.

Необходимость радикального изменения порядка назначения председателей судов и их заместителей авторы законопроекта обосновывают многолетним пребыванием на административных должностях в судах некоторых судей, а также не совсем удачными попытками Рады судей Украины в прошлые годы урегулировать вопрос сроков пребывания председателей судов на административных должностях.

Интересно, что согласно законопроекту, собранию судей предоставляется право избрать сразу несколько кандидатов на административные должности, из которых председатель Верховного Суда в течение 7 рабочих дней должен назначить лучшего, по его мнению, кандидата.

При этом для избрания на должности председателей судов и их заместителей претендентам нужно будет набрать одну треть голосов судей от фактического количества судей соответствующего суда.

В случае же если собрание судей самостоятельно не сможет выбрать кандидатов на административные должности в течение двух месяцев с момента возникновения вакантной должности, то их назначает председатель Верховного Суда из перечня кандидатур, которые рассматривались на собрании судей соответствующего суда.

Также председателю Верховного Суда предлагается предоставить право увольнять председателей и заместителей председателей судов при наличии определенных обстоятельств.

Законопроект предлагает установить следующий порядок увольнения с административных должностей в судах:

Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители могут быть досрочно освобождены от должности по инициативе не менее одной трети от фактического количества судей соответствующего суда путем тайного голосования не менее чем двумя третями от фактического количества судей этого суда.

Основанием для увольнения судьи с административной должности является его заявление или неудовлетворительное исполнение обязанностей председателя суда, заместителя председателя суда соответственно, систематическое или грубое одноразовое нарушение закона при их исполнении.

В случае отсутствия двух третей голосов от фактического количества судей во время голосования, председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители могут быть досрочно освобождены от должности председателем Верховного Суда по инициативе не менее как одной трети фактического количества судей соответствующего суда.

Судья, досрочно освобожденный от административной должности в суде (кроме увольнения с административной должности по его заявлению), не может быть избран (назначен) на любую административную должность в судах в течение трех лет со дня такого досрочного увольнения.

Кроме того, предлагается установить ограничение на количество сроков занятия административной должности одним лицом.

Законопроект предлагает следующее:

Судья, избранный на административную должность, не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд, независимо от того, когда и в соответствии с каким законом он был избран (назначен) на эту должность, если иное не предусмотрено законом.

Может измениться также и процедура назначения и увольнения председателей кассационных судов в составе Верховного Суда.

Законопроект предусматривает, что председатель кассационного суда избирается на должность по результатам тайного голосования собрания судей соответствующего кассационного суда из судей-кандидатов этого суда с последующим назначением председателем Верховного Суда.

Собранием судей может быть делегировано на назначение председателю Верховного суда несколько судей-кандидатов на соответствующую административную должность.

В случае делегирования на назначение нескольких кандидатов на соответствующую административную должность председатель Верховного Суда самостоятельно назначает одного из них. Председатель Верховного Суда в течение 7 рабочих дней назначает избранного кандидата на административную должность.

В случае если собрание судей самостоятельно не может избрать председателя кассационного суда в течение двух месяцев с момента возникновения вакантной должности, его назначает председатель Верховного Суда из перечня кандидатур, которые рассматривались на собрании судей соответствующего кассационного суда.

Также председатель кассационного суда может быть досрочно освобожден от должности по инициативе не менее одной трети от фактического количества судей соответствующего кассационного суда по результатам тайного голосования большинством голосов от фактического количества судей соответствующего кассационного суда.

В случае отсутствия большинства голосов от фактического количества судей соответствующего кассационного суда во время голосования, председатель такого суда может быть досрочно освобожден от должности председателем Верховного Суда по инициативе не менее одной трети фактического количества судей соответствующего суда.

Напомним, что уже не в первый раз народные депутаты пытаются изменить порядок пребывания судей на административных должностях. 

Так, с 2021 года в Верховной Раде находится законопроект № 5778, инициаторами которого стали народные депутаты фракций «Слуга народа» и «Голос».

Данный законопроект, в частности, предлагает ограничить срок пребывания председателей судов в должностях, лишить их соответствующих доплат и т. п.

Автор: Вячеслав Хрипун

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Вітюк
    Інна Вітюк
    суддя Хмельницького апеляційного суду
  • Олексій Огурцов
    Олексій Огурцов
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Андрій Федорчук
    Андрій Федорчук
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Наталія Шевченко
    Наталія Шевченко
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва