В Реестре судебных решений из-за войны закрыли тексты миллионов судебных решений. Впрочем, как оказалось, изъяты данные не только по делам, где упоминаются названия воинских частей и т. п., но и касающиеся коррупции чиновников.
Как отмечают правозащитники и активисты, после возобновления доступа к Реестру в июне 2022 года они обнаружили, что из публичного доступа исчезли почти все приговоры по уголовным правонарушениям за последние три года. Об этом пишет zmina.info.
Кроме того, по данным организации, в Реестре закрыли и дела, касающиеся коррупционных правонарушений чиновников и должностных лиц, решение по которым суды выносили еще до войны.
По данным zmina.info, ГП «Информационные судебные системы» – предприятие, которое подчинено Государственной судебной администрации и технически выполняет поставленные ею задачи, подтвердило ограничение публичного доступа к более чем 6 миллионам судебных решений в реестре. Также предприятие сообщило, что решения не появятся в Реестре «до создания модели автоматизированного обезличивания сведений», которые нельзя разглашать в текстах электронных копий судебных решений в условиях военного положения.
Однако возникает вопрос о пользе для общества закрытия данных относительно участников дел о коррупции.
К примеру, как сообщали «Схемы», Высший антикоррупционный суд начинает рассмотрение по существу дела депутата Киевсовета от «Слуги народа» Владислава Трубицына. Напомним, 9 февраля 2022 стало известно, что детективы НАБУ разоблачили депутата на вымогательстве от предпринимателя взятки в размере 1,2 миллиона гривен. Депутат обещал бизнесмену выдать разрешения на уличную торговлю в разных районах Киева.
11 февраля 2022 года ВАКС сообщил, что подозреваемому, вероятному соучастнику депутата Киевского горсовета, избрали меру пресечения (дело № 991/928/22).
Вместе с тем информация об участниках этого дела в разделе «Состояние рассмотрения судебных дел» и «Список дел, предназначенный к рассмотрению» обезличена.
Следовательно, отследить стадию разбирательства или узнать, когда именно она будет рассматриваться, обычному пользователю невозможно.
Таких примеров немало. При этом информация закрывается неоднородно: данные о состоянии рассмотрения дел в отношении одних обвиняемых публикуются в открытом доступе на сайте судебной власти, а в отношении других – закрываются.
В чем именно заключается угроза обороне и безопасности государства в публикации данных о рассмотрении дел о коррупции, неизвестно. Ведь часть из них и так слушается в открытых судебных заседаниях.
Аналогичную неоднородную практику подконтрольное ГСА предприятие применяет и к фамилиям судей, выносящих судебные решения. В одних случаях судьи (в том числе даже Большой Палаты Верховного Суда) фигурируют в Реестре со своей фамилией, в других – как судьи ЛИЦО1, ЛИЦО2 и т.д.
При этом в отношении ФИО судей данные закрывают, а в отношении осужденных нет. В частности, в особом мнении по делу № 735/1121/20 закрыты фамилии судей Большой Палаты, а с именем судимого лица можно ознакомиться на веб-портале Судебной власти.
Правозащитники обращают внимание на несоответствие закрытия данных законодательству Украины о доступе к судебным решениям. Однако эту «проблему» несоответствия законодательству собираются решить в Верховной Раде, и уже внесли законопроекты 7033-д, позволяющие закрыть доступ к решениям судов или не вносить своевременно тексты решений в Реестр по причине отсутствия электроэнергии (законопроект 8359).
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», обещания ГСА привести в нормальный вид Реестр судебных решений, сделать удобный поиск для пользователей остались обещаниями. Частичное «вычеркивание» из публичного доступа судебных решений, внесение решений в Реестр «по возможности» и т.д. придаст еще больше хаоса и сделает невозможным достижение задекларированной цели прозрачности и открытости деятельности судебной ветви власти для граждан.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.