Вскоре в Украине могут отменить Жилищный кодекс и принять новый закон «Об основных принципах жилищной политики». Об этом рассказала глава парламентского Комитета по вопросам организации государственной власти Елена Шуляк.
Речь идет о законопроекте 12377 об отмене Жилищного кодекса и возможности реконструкции устаревшего жилищного фонда, который, как сообщала «Судебно-юридическая газета», Кабмин 6 января зарегистрировал в Верховной Раде.
В то же время, Главное научно-экспертное управление Верховной Рады отметило в своем заключении, что отмена ЖК содержит признаки нарушения предписаний ч. 3 ст. 22 Конституции о недопущении при принятии новых законов или внесении изменений сужения объема существующих прав и свобод.
В частности, в данном проекте не предусмотрено сохранение некоторых установленных в ЖК гарантий для лиц, которых запрещается выселять из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Так, согласно пока действующей статье 125 ЖК не могут быть выселены из служебных жилых помещений (эти положения распространяется также на работников – жителей общежитий) без предоставления другого жилого помещения: лица с инвалидностью в результате войны; лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет; одинокие лица с несовершеннолетними детьми, проживающими вместе с ними и т.д.
В ст. 28 законопроекта Кабмина определяется, что прекращение трудовых отношений с лицом (кроме лиц с инвалидностью, получивших повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей при осуществлении трудовых отношений или прохождением службы у субъекта предоставления служебного жилья) является основанием для прекращения пользования служебным жильем и выселения.
Что касается термина «служебное жилье», под которым в законопроекте понимается «жилье, которое предоставляется в аренду лицам, которые в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы должны проживать по месту работы a6o вблизи него», ГНЭУ ВР обратило внимание, что согласно Гражданскому кодексу договор найма (аренды) жилья является оплатным.
«Таким образом, согласно проекту служебное жилье будет предоставляться только в аренду, то есть за плату», добавили эксперты.
Вместе с тем, введение платы за предоставление служебного жилья не учитывает реальное состояние части работников, которым такое жилье должно предоставляться бесплатно с учетом специфических условий их работы (например, молодые учителя в сельской местности, фельдшеры и т.п.).
Что касается признания утратившим силу Закона «О приватизации государственного жилищного фонда», то ГНЭУ отметило, что к проекту не предоставлена статистическая информация о государственном и коммунальном жилье, которое осталось неприватизированным.
«Дело в том, что в условиях, когда в государственном жилищном фонде и жилищном фонде территориальных общин остается только служебное и социальное жилье, правовой статус неприватизированного государственного и коммунального жилья останется неопределенным, что может отрицательно сказаться на обеспечении жилищных прав граждан, которые проживают в жилых помещениях, входящих в состав неприватизированного жилья», добавили в Управлении.
Примечательно также, что в положениях проекта предусмотрено существование «уполномоченных органов», которые должны осуществлять контроль за целевым использованием жилищного фонда территориальных общин, его содержанием, эксплуатацией и ремонтом; контроль за целевым использованием государственного жилищного фонда и т.д.
Кроме того, допускается функционирование «других субъектов управления объектами государственной собственности», которые будут контролировать целевое использование государственного жилищного фонда, заниматься его содержанием, эксплуатацией и ремонтом, принимать решение о предоставлении лицам служебного жилья из государственного жилищного фонда.
В то же время в проекте определяется, что другие субъекты управления объектами государственной собственности, определенные законом, могут уполномочивать субъектов на осуществление распоряжения государственным жилищным фондом. Кроме того, в проекте предусмотрено, что органы местного самоуправления могут уполномочивать субъектов для распоряжения жилищным фондом территориальных общин для осуществления учета жилья жилищного фонда территориальных общин и жилья, признанного в установленном законом порядке бесхозяйственным или выморочным.
В этих условиях, как отмечают эксперты ГНЭУ ВР, предложенная система органов, осуществляющих управление жильем, выглядит несколько непонятной и слишком усложненной, а целесообразность ее введения вызывает сомнения ввиду отсутствия в проекте положений по определению правового статуса, в частности, ответственности указанных «уполномоченных органов».
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.