Выйти замуж за иностранца: как не стать жертвой торговцев людьми?

10:29, 24 октября 2011
Газета: 109
Заслышав о
Выйти замуж за иностранца: как не стать жертвой торговцев людьми?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Заслышав о торговле живым товаром, мы зачастую рисуем в уме картины экзотической Африки и закрытых азиатских стран. Сложно поверить, что европеизированные Египет и Турция могут участвовать в чем-то подобном, не говоря уж о странах-соседях. Однако оперативные сводки далеко не так оптимистичны. По данным уголовного розыска, живой товар из Украины расходится партиями более чем в 30 различных стран мира.


Возможно, Украине повезло в том, что она не является конечной точкой транзита работорговцев, однако географическое положение, экономическая нестабильность, внешняя привлекательность и доверчивость граждан делают нашу страну лакомым кусочком для торговцев людьми. Ситуация осложняется все возрастающим желанием украинцев всеми правдами и неправдами очутиться за рубежом. Особенно привлекательно в этом плане выглядит брак с иностранными гражданами как один из способов упростить схему получения зарубежного гражданства. Именно это зачастую используют торговцы людьми, заманивая в ловушку доверчивых украинцев. В том, как не стать жертвой такого продавца, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

 

По закону

 

К сожалению, украинское законодательство не успевает за все возрастающим спросом на украинских невест. Впрочем, страны с высоким уровнем жизни сами спешат ограничить поток мигрантов. С этим связаны многочисленные сложности в получении туристических виз и немотивированные отказы украинским девушкам во въезде в европейские страны. Подобные обстоятельства осложняют поиски заграничного супруга и обращают внимание украинок на работу брачных агентств. Однако где гарантия, что в поисках выгодного замужества такая женщина не попадет в сексуальное рабство?

 

Именно такой опасностью и продиктованы законодательные инициативы, воплощенные в проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия торговле людьми №8702 от 17.06.2011, принятого парламентом в первом чтении в минувший вторник.

 

Согласно проекту №8702, перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, дополняется «деятельностью, связанной со сбором и распространением (в т. ч. в глобальной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства».

 

При этом Кодекс Украины об административных правонарушениях планируется дополнить ст. 164-15 «Осуществление деятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства, без получения лицензии, а также нарушение лицензионных условий ведения такой деятельности». Согласно норме, осуществление юридическим лицом или физическим лицом-предпринимателем хозяйственной деятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства, без получения лицензии, а также нарушение условий ведения такой деятельности влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц, граждан-субъектов предпринимательской деятельности от 500 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (8500 – 17000 грн) с конфискацией орудий деятельности или без таковой. В свою очередь, ч. 1 ст. 222 КУоАП ожидает новая редакция, согласно которой органы внутренних дел займутся рассмотрением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 164-15.

 

Если законопроект будет одобрен парламентом во втором чтении, Кабинету министров Украины придется разработать и утвердить лицензионные условия осуществления хоздеятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью их знакомства, порядок контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления такой деятельности, а также определить и утвердить соответствующие органы лицензирования и контроля. Предполагается, что именно такие действия предотвратят торговлю людьми под прикрытием полулегальных брачных агентств (детальнее см. Инфосправку).

 

По уму

 

Справедливости ради следует признать, что серьезность намерений заграничного жениха проверить практически невозможно. Поэтому не продешевите, обращаясь к свахе по объявлению в газете. В лучшем случае она отвечает за свою ошибку репутацией. А если такая сваха не более чем подставное лицо? То ли дело профильное агентство, в котором можно ознакомиться с уставным документом, где черным по белому прописана организация деятельности, облагаемой налогом, между прочим. Конечно, это еще не гарантия безопасности, но все-таки обязывает серьезно подходить к исполнению непосредственных обязанностей.

 

Отечественное агентство сначала заключает договор с внушающей доверие зарубежной организацией, после чего они получают доступ к базам данных друг друга. Свою копию договора вам обязаны предъявить без пререканий – никакой коммерческой тайны в этом нет.

 

Претенденты на знакомство в обеих странах должны предоставить паспорта, медицинские страховки, сведения о доходах и образовании. Только при наличии всех необходимых бумаг претенденты на знакомство становятся клиентами брачного агентства, которое, как правило, имеет свой сайт-каталог. Поскольку именно за доступ к этому каталогу вы, по факту, и платите, сведения, поступающие в него, тщательно проверяются. Если в анкете указано, что некий Джон является адвокатом и его доход равен $2000 в месяц, значит, ему как минимум позвонили в офис, а то и взяли справку из банка. Зайти на такой сайт и разместить информацию о себе может только клиент агентства, причем за вознаграждение. А для этого нужно подать оговоренный выше пакет документов – такой вот замкнутый круг, направленный на максимальное гарантирование безопасности клиентов.

 

Выбрав друг друга по указанной в анкетах информации, клиенты переходят к следующему этапу знакомства. Организация встречи граждан разных стран в брачном бизнесе имеет свои особенности. Например, клиентам не имеют права предлагать совместное проживание. Кроме того, мужчина должен оплатить женщине транспортные расходы в оба конца и проживание в отеле. В агентстве должны проверить все брони и исключить любую возможность мошенничества, а также поспособствовать в оформлении визы. Если с этим возникнут проблемы, агентство организовывает встречу на территории невесты. Для этого сотрудник агентства встречает потенциального жениха и размещает его в отеле. Если мужчина и женщина не почувствовали расположения друг к другу, по желанию мужчины агентство может предложить ему знакомство с другими своими клиентками.

 

Если встреча все же происходит на территории жениха, хорошее агентство должно взять на себя обязанности по обеспечению финансовой независимости невесты в случае неудачного развития знакомства – обеспечить ее досрочное возвращение домой и проживание в стране, если такое возвращение откладывается по объективным причинам. Ведь если конфликт возникнет на этапе продления пребывания невесты в стране, после того, как женщина переедет к жениху, она может оказаться под давлением обстоятельств. Чтобы избежать подобных проблем, заключая договоры с клиентами, агентство может предусмотреть неустойку, которую клиент должен будет оплатить в случае отклонения от норм поведения, предписываемых тем же договором.

 

Иными словами, подписывая договор, клиент соглашается с правилами агентства. И хотя никто не заставляет жениха и невесту жить отдельно, обеспечить им выбор места жительства агентство должно. Все эти обязательства прописываются в договоре, на основании которого и происходит оплата будущих услуг. Заметьте, что, вручая деньги под честное слово свахе или самостоятельно регистрируясь на сайте знакомств в Интернете, вы не получаете ни гарантий, ни правоустанавливающих документов, т. е. никак не можете защитить свои права.

 

Катерина Бутовченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Инфосправка**

 

Пояснювальна записка

до проекту Закону України про внесення змін до деяких законодавчих актів України

щодо протидії торгівлі людьми (витяг)

 

Існування кримінальної відповідальності за торгівлю людьми або іншу незаконну угоду щодо людини (ст. 149 Кримінального кодексу України) не забезпечує належної охорони людини, попередження вчинення вказаного злочину. Впродовж останніх десятиліть Україна є однією з найбільших «постачальниць» живого товару. При цьому, за даними Звіту про торгівлю людьми за 2010 р., підготовленого Державним департаментом США, щодо України відмічається, що національним урядом був досягнутий тільки обмежений прогрес у справі запобігання торгівлі людьми. За експертними даними, більш ніж півмільйона українців перебувають у трудовому або сексуальному рабстві внаслідок торгівлі людьми, яка здійснюється кримінальними структурами під виглядом «шлюбних агентств» та «бюро знайомств» (в т. ч. через мережу Інтернет).

 

Неможливість досягнення особистого та сімейного благополуччя штовхає громадян України на пошуки наречених за кордоном, в т. ч. через мережу Інтернет. Однак звертаючись за допомогою до «шлюбних агентств» та «бюро знайомств», діяльність яких в Україні належним чином не врегульована, люди часто стають жертвами діяльності кримінальних структур, що здійснюють торгівлю людьми, організацію проституції та розповсюдження порнографії. Таким чином, проблема неврегульованості діяльності «шлюбних агентств» та «бюро знайомств» становить загрозу дотриманню прав людини та моральних засад суспільства в їх діяльності, а також породжує неможливість забезпечення належного державного контролю в цій сфері. Така ситуація породжує необхідність запровадження ліцензування діяльності «шлюбних агентств» та «бюро знайомств» як засобу державного контролю за її здійсненням. Даний захід виконуватиме також і превентивну функцію щодо торгівлі людьми.

 

На сьогодні для сфери ліцензування господарської діяльності характерною є відсутність у законодавстві чітко визначених критеріїв віднесення тих чи інших видів господарської діяльності до ліцензованих. Базовий закон, що регулює ліцензійні відносини, – Закон України «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» від 1 червня 2000 р. № 1775-ІІІ – окрім наведення власне переліку таких видів господарської діяльності, лише опосередковано вказує на певні критерії через врахування принципів державної політики у сфері ліцензування (ст. 3), серед яких, зокрема: захист прав, законних інтересів, життя та здоров’я громадян, захист навколишнього природного середовища та забезпечення безпеки держави.

 

В контексті законодавчої пропозиції особливу увагу слід звернути на нещодавно закріплений у діючому Законі України «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» (ст. 3) принцип щодо запровадження ліцензування окремих видів господарської діяльності у разі недостатності інших засобів державного регулювання, визначених відповідним законом. У світлі вищенаведеного принципу слід зазначити, що стан правового регулювання діяльності «шлюбних агентств» та «бюро знайомств» в Україні дозволяє сказати, що їх діяльність регламентується тільки загальними нормами про підприємницьку діяльність. Жодних спеціальних норм по відношенню до такого виду діяльності не встановлено. Отже, вказана ситуація об’єктивно зумовлює необхідність запровадження ліцензування цього виду діяльності як засобу державного контролю за її здійсненням.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду