Проблемные аспекты статуса бывшего подрядчика

11:25, 22 апреля 2013
Газета: 14 (182)
Ни для кого не
Проблемные аспекты статуса бывшего подрядчика
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Ни для кого не секрет, что основанием для проведения строительных работ является получение разрешения на выполнение таких работ. Для получения разрешения заказчик или его уполномоченное лицо имеет право подать заявление, к которому приложить: копию документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копию договора суперфиция; проектную документацию на строительство; копию документа, удостоверяющего право собственности на здание или сооружение, или письменное согласие его владельца на проведение строительных работ в случае реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта; копию лицензии, которая дает право на выполнение строительных работ, заверенную в установленном порядке (подается в случае необходимости); копии документов о назначении лиц, ответственных за выполнение строительных работ, лиц, осуществляющих авторский и технический надзор; копии квалификационных сертификатов.

 

Во всем виноват подрядчик

 

Проблемные моменты обычно возникают, если после выдачи разрешения на выполнение строительных работ меняется подрядчик. В соответствии с ч. 7 ст. 37 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», в случае, если право на строительство объекта передано другому заказчику, или при изменении генерального подрядчика или подрядчика (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), заказчик в течение 3 рабочих дней сообщает о таких изменениях инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, выдавшей разрешение, с предоставлением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения. Продолжение выполнения строительных работ без уведомления запрещается.

Вроде бы все легко и просто, однако на практике заказчик нередко злоупотребляет своими правами и обязанностями. Вместо того, чтобы надлежащим образом уведомить инспекцию о смене подрядчика и предоставить документы, подтверждающие полномочия нового подрядчика, заказчик нанимает бригаду рабочих без соответствующих документов, которые за какую-то сумму выполняют работу, но при этом ответственным лицом за такое строительство, в т. ч. за нарушение градостроительного законодательства, остается бывший подрядчик. Он, ничего не подозревая, работает себе спокойно над другими проектами, и вдруг получает «письма счастья» – постановления инспекции государственного архитектурно-строительного контроля о наложении штрафа за нарушения в сфере градостроительной деятельности. Таким образом, возникает ситуация, когда подрядчик фактически не выполняет никаких строительных работ, но остается лицом, выполняющим такие работы, с соответствующими последствиями.

 

Получите штраф!

 

А последствия могут быть разные. Скажем, инспекция государственного архитектурно-строительного контроля, осуществляя проверку на строительном объекте, устанавливает факт нарушения законодательства и выносит постановление о наложении штрафа на «бывшего» подрядчика. А суммы таких штрафов немаленькие. К примеру, за «популярное» нарушение п. 2 ч. 6 ст. 2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», который предусматривает ответственность за недопущение должностных лиц инспекции на объекты строительства, инспекцией налагается штраф в размере 10 минимальных заработных плат, т. е. 1147,00 грн. И инспекция может вынести такое постановление не один раз.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», правонарушениями в сфере градостроительной деятельности являются противоправные деяния (действия или бездействие) субъектов градостроительства – юрлиц и физлиц-предпринимателей, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных законодательством, строительных норм, государственных стандартов и правил.

Получается просто абсурдная ситуация: на бывшего подрядчика, который не имеет доступа к строительной площадке, налагают штраф в размере свыше 10 тыс. грн за то, что он якобы не допустил должностных лиц к этой же площадке. Если же идет речь о нарушениях строительных нормативов, размер штрафов куда выше – более 50 тыс. грн. Согласитесь, суммы немаленькие.

 

Без вины виноватый

 

Полный перечень возможных видов правонарушений градостроительного законодательства и размеры штрафов предусмотрены ст. 2 Закона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». Возникает вопрос: что же делать бывшему подрядчику в данной ситуации? Если он обратится к инспекции государственного архитектурно-строительного контроля с заявлением о внесении изменений в разрешительную документацию, то получит красивый отказ –порядок внесения таких изменений по заявлению подрядчика действующим законодательством не предусмотрен.

П. 23 порядка выполнения строительных работ, утвержденного постановлением КМУ №466 от 13.04.2011, предусмотрено, что в случае, если право на строительство объекта передано другому заказчику, или при изменении генерального подрядчика или подрядчика (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), разрешение подлежит переоформлению инспекцией, его выдавшей. Таким образом, получается, что пока заказчик не обратится к инспекции государственного архитектурно-строительного контроля с уведомлением о смене подрядчика, вследствие чего разрешение на выполнение строительных работ подлежит переоформлению, бывший подрядчик будет без вины виноватым лицом. Кроме того, если заказчик не вносит изменений в разрешительную документацию касательно бывшего подрядчика, имеет место быть недостоверная информация в разрешительной документации.

Согласно п. 20 названного выше порядка, наличие недостоверных сведений в документах является основанием для отказа в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ. Но вопрос о последствиях существования недостоверных данных в разрешительной документации после выдачи разрешения действующим законодательством не урегулирован. Нет причин и для аннулирования такого разрешения, поскольку законодательством предусмотрено только два основания для аннулирования разрешения на исполнение строительных работ органом государственного архитектурно-строительного контроля.

За невнесение заказчиком информации о смене подрядчика законодательством предусмотрен штраф. Так, п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» предусмотрено, что субъекты градостроительства, которые являются заказчиками строительства объектов (в случае осуществления градостроительной деятельности), несут ответственность в виде штрафа за непредоставление или несвоевременное предоставление информации о передаче права на строительство объекта другому заказчику, смене генерального подрядчика или подрядчика, лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, ответственных исполнителей, а также информации о начале выполнения подготовительных или строительных работ и о введении в эксплуатацию законченного строительством объекта в случаях, когда предоставление такой информации является обязательным согласно законодательству, – в размере 5 минимальных заработных плат.

Однако даже уплата заказчиком штрафа не облегчит положение бывшего подрядчика, поскольку переоформление разрешения на нового подрядчика возможно только по инициативе заказчика. И бывшему подрядчику ничего не остается, кроме как обращаться в суд за защитой своих прав, а это, в свою очередь, тянет за собой дополнительные расходы средств, времени, сил и т. д.

Подводя итоги, следует сказать о необходимости внесения изменений в градостроительное законодательство. В частности, нужно предусмотреть право подрядчика самостоятельно обращаться в орган государственного архитектурно-строительного контроля с уведомлением о смене подрядчика. Кроме того, с целью предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика неплохо бы закрепить также положение об аннулировании разрешения на выполнение строительных работ как санкции за непредоставление или несвоевременное предоставление заказчиком соответствующей информации, в частности, о смене генерального подрядчика или подрядчика.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді