Зацепинг: романтическое путешествие в сырую могилу

15:20, 19 сентября 2013
Газета: 37 (205)
Молодой киевлянин решил проехаться на внешней стороне вагона метро, но его приключение закончилось трагедией...
Зацепинг: романтическое путешествие в сырую могилу
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Алина Прокопенко,
«Судебно-юридическая газета»

Поводом для того, чтобы затронуть эту тему, стала гибель 30-летнего киевлянина, произошедшая в июле с. г. Как сказано в сводке линейного управления в метрополитене ГУМВД Украины в Киеве, молодой человек сознательно проявил желание проехаться на внешней стороне вагона метро, который двигался по Святошино-Броварской ветке от станции «Дарница» в направлении станции «Левобережная». В результате столкновения с элементами конструкции путепровода он получил травму головы и был доставлен в одно из медицинских учреждений города, где от полученных телесных повреждений скончался на следующий день.

По этому поводу заместитель начальника управления Владимир Чепурной сообщил «Судебно-юридической газете», что с целью профилактики и недопущения подобных фактов работники милиции приняли меры по выявлению и привлечению к административной ответственности лиц, которые перемещаются на внешней стороне вагонов метро, по ст. 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях (мелкое хулиганство). При этом с указанной категорией лиц проводится соответствующая разъяснительная работа. Кроме того, организуются встречи и беседы о правилах безопасности поведения в метрополитене с учащейся молодежью, в частности, с учениками общеобразовательных школ. Через радиоузел коммунального предприятия «Киевский метрополитен» транслируются объявления о правилах пользования метрополитеном.

Откуда оно взялось

Явление, о котором идет речь, на современном жаргоне называется зацепингом, а людей, занимающихся этим, называют зацеперами. Это «развлечение» имеет глубокие корни в истории рельсового транспорта. 100 лет назад, когда автомобили еще считались роскошью, синематограф словно помешался на сценах нападения конных банд на движущиеся поезда. Отголоски этого можно увидеть в любимой киносказке советских мальчишек «Неуловимые мстители».

Еще полвека назад среди пригородной молодежи считалось в порядке вещей возвращаться домой на крышах товарных вагонов и спрыгивать с них на ходу в заранее приготовленные скирды сена. В студенческие годы этим грешил даже будущий президент России Борис Ельцин. В ту эпоху подобные поездки имели конкретный материальный стимул в силу дороговизны билетов и недостатка пассажирского подвижного состава. Сейчас такие проблемы остались разве что в отсталых странах Азии, Африки и Латинской Америки, где забитые людьми крыши поездов чем-то напоминают кадры отечественной кинохроники времен гражданской войны.

Современный зацепинг зародился в 1970-х гг. в Южно-Африканской Республике, где самый высокий в мире уровень жизни людей европейского происхождения соседствует с непроходимой нищетой чернокожих. Если последние ездили на крышах поездов из соображений экономии, то для белой молодежи такие поездки стали забавой. С годами это увлечение добралось и до развитых стран Северной Америки и Западной Европы.

На просторах бывшего Советского Союза экстремальная езда приобрела относительную массовость после 2010 г. Во время августовской аномальной жары молодые и рисковые жители Подмосковья вместо того, чтобы страдать в душных салонах и тамбурах переполненных электричек, предпочитали поездки на свежем воздухе на их внешних конструкциях. Наиболее привлекательными считались удобные выступы и поручни тыльной части хвоста поезда, но многие довольствовались подножками вагонов и межвагонными нишами. И лишь немногие, из числа отвязных, рисковали забираться на крыши. Дело в том, что напряжение линий железнодорожных электропередач составляет около 27 тыс. вольт, поэтому получить поражение можно, даже не касаясь проводов, поскольку электрический заряд пробивает воздух в радиусе 1 м, а когда на улице влажная погода, то и 2 м.

Из пригородных электричек эта практика перебралась и в московское метро, надземные участки которого хороши тем, что на крышах вагонов можно не бояться поражения током. Главное – не прозевать приближение моста или тоннеля. Любители прокатиться с ветерком охотно выкладывают в сети видеосъемки о своих приключениях, и эти фильмы, следует признать, впечатляют: поневоле охватывает ни с чем не сравнимое ощущение полета над мириадами огней ночного города.

Из Москвы увлечение поездками на крышах вагонов распространилось на другие мегаполисы, в первую очередь, Санкт-Петербург и Киев. Огромную роль в развитии зацепинга сыграл интернет: социальные сети помогают быстро собрать в одном месте и в одно время целую армию единомышленников.

Нужно дополнить инструкцию

По сути, алгоритм действий зацеперов оригинальностью не отличается. В подавляющем большинстве случаев они забираются на тыльную часть хвоста поезда за тот короткий период времени, пока состав стоит на платформе, высаживая и принимая пассажиров. Им хватает нескольких секунд, чтобы прыгнуть с платформы на пути, встать на выступы и ухватиться за поручни. В это время группа товарищей создают живой щит, прикрывающий их от взоров дежурной по станции. И если последняя недостаточно внимательно следит за отбытием поезда за пределы пассажирской платформы, у злоумышленников будет шанс совершить рискованный вояж.

Вряд ли стоит лишний раз говорить о том, насколько опасно такое экстремальное увлечение. И молодой человек, погибший на Святошино-Броварской линии, лишь продолжил длинный мартиролог жертв зацепинга. Согласно сведениям, находящимся в открытом доступе, на железных дорогах Бразилии в течение 1989 г. произошло порядка 150 случаев гибели и 170 – серьезного травмирования подростков, катавшихся на внешней части поездов. В США в Нью-Йоркском метрополитене с 1989 по 2011 гг. при проезде снаружи поездов погибли 13 и пострадали 56 пассажиров. В 2008 г. путешествия на внешней стороне вагонов в Германии обернулись гибелью 40 пассажиров, в Индонезии – 53. В России ежегодно происходит несколько десятков случаев травмирования и гибели зацеперов. Например, на территории Москвы и Московской области в 2012 г. при таких обстоятельствах погибли 6 и серьезно пострадали 8 одних только несовершеннолетних.

К сожалению, статистика по данному поводу отрывочна и бессистемна, а в Украине, судя по содержанию ответа профильного милицейского органа на запрос нашей газеты, она и вовсе отсутствует. Это свидетельствует о том, что общество недостаточно осознает опасность увлечения молодых людей зацепингом.

В свете изложенного следует предположить, что назрела необходимость внесения соответствующих духу времени дополнений в нормативные акты, регламентирующие деятельность данной отрасли народного хозяйства. Речь идет об инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитене, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины от 4.11.2003 (зарегистрирован в Минюсте 12.05.2004 под № 591/9190). В ней, в частности, содержится гл. 1.9 «Порядок действий в случае обнаружения людей на колеях во время движения электропоездов», где четко определен алгоритм реагирования на ситуации, когда машинист выявляет людей на станционной колее, в тоннеле или на надземном участке либо получает сообщение об этом от дежурного по станции. Это касается и случаев, когда человек или группа людей обнаружены на станционной колее в пределах пассажирской платформы. А вот о случаях, когда посторонние лица оказываются на внешней стороне подвижного состава, в инструкции не сказано ничего. А зря. Поправки к этому нормативному акту помогли бы если не полностью решить проблему, то, во всяком случае, снизить шансы летальных исходов.


По данным Государственной судебной администрации, по ст. 276 УК «Нарушение правил безопасности движения либо эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта»:

 

2008

2009

2010

2011

2012

Привлеченных к уголовной ответственности лиц, дела в отношении которых поступили в суд

54

58

50

73

66

из них:

 

 

 

 

 

  • оправдано

0

1

0

0

0

  • освобождено от уголовной ответственности в связи с действенным раскаянием, передачей на поруки или амнистией

28

39

32

39

26

  • осуждено к различным видам наказания

26

18

18

34

39

из них:

 

 

 

 

 

 ограничение свободы

0

0

0

1

1

 исправительные работы

5

4

6

11

13

 штраф

 

 

 

 

 

 лишение свободы с освобождением от отбывания наказания с испытательным сроком

20

14

9

20

12

 лишение свободы с отбыванием наказания в учреждениях пенитенциарной службы

0

0

0

0

7

 

Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Telegram канал Sud.ua
Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Надія Андрусик
    Надія Андрусик
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Ярослав Василенко
    Ярослав Василенко
    суддя Шостого апеляційного адміністративного суду
  • Валентин Сердюк
    Валентин Сердюк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді
  • Ігор Бахаєв
    Ігор Бахаєв
    суддя Мелітопольського міськрайонного суду Запорізької області