Новации в сфере коммунальных услуг: добро или зло для граждан?

19:50, 5 сентября 2014
Газета: 34 (252)
Законопроектом о ЖК услугах предусмотрена пеня за каждый день просрочки оплаты...
Новации в сфере коммунальных услуг: добро или зло для граждан?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

29 августа по инициативе Кабмина в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №4563а «О жилищно-коммунальных услугах». В пояснительной записке к этому документу указывается, что он разработан Минрегионом с целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения эффективного управления общим имуществом многоквартирных домов. Для решения поставленных задач авторы законопроекта считают необходимым демонополизировать и дерегулировать постоянно конкурирующие рынки в условиях свободного выбора совладельцами многоквартирных домов форм управления такими домами. В соответствии с этим, в законопроекте предусмотрены следующие изменения:

1. Усовершенствование правового регулирования отношений между управляющим многоквартирного дома и исполнителями коммунальных услуг

В законопроекте указывается, что отношения в сфере ЖК услуг будут осуществляться исключительно на договорных основаниях. Предполагается, что типичный договор с исчерпывающим перечнем платных услуг будет утверждаться Кабмином. Он будет заключаться между исполнителем услуги и управляющим и рассылаться (копии) в течение 10 дней всем владельцам квартир (ст. 10).

2. Усовершенствование правового регулирования отношений исполнителей коммунальных услуг с потребителями в многоквартирных домах, где управление осуществляется самостоятельно совладельцами или ОСМД

Прерогативу в предоставлении ЖК услуг разработчики законопроекта отдают качественным и количественным показателям, являющимся существенными условиями договора. Правила предоставления таких услуг предписывается определять Кабмину с оговоркой о возможности временного отклонения от этих правил по решению органов местного самоуправления. ЖК услуги, по мнению инициаторов документа, должны предоставляться потребителям бесперебойно (за исключением случаев, предусмотренных законом) в зависимости от технического оборудования дома (ст. 12). В свою очередь, потребитель обязуется оплачивать предоставляемые ему услуги. В случае же несвоевременной оплаты потребителю будет насчитываться пеня в размере 0,1% от суммы просроченного платежа (ст. 13).

3. Уточнение перечня ЖК услуг, определение их новой классификации в зависимости от функционального назначения и порядка установления цен/тарифов

Предлагается разделить ЖК услуги на жилищную (услуга по управлению многоквартирным домом) и коммунальные (централизованное питьевое водоснабжение и водоотвод, горячее водоснабжение, газоснабжение, энергоснабжение, поставка тепловой энергии (теплоснабжение), обращение с бытовыми отходами).

По порядку установления тарифов авторы законопроекта разделяют ЖК услуги на:

  • услуги, цены/тарифы на которые устанавливаются органами, уполномоченными осуществлять государственное регулирование в соответствии с законом;
  • услуги, цены на которые являются свободными (ст. 9).

4. Определение особенностей предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг

К таким «особенным» отдельным видам услуг авторы законопроекта предлагают отнести:

а) поставки природного газа. Типовой договор по поставкам газа, по мнению разработчиков документа, должен утверждаться Национальной комиссией по государственному регулированию в сфере энергетики. К слову, о НКРЭ: 27 августа указами Президента №692/2014 и №693/2014 были ликвидированы Нацкомуслуг и НКРЭ соответственно. Вместо них Указом №694/2014 образована Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Председателем этой Комиссии Президент назначил Владимира Демчишина. Очевидно, разработчики не учли эти изменения, поскольку в законопроекте по-прежнему упоминаются обе комиссии как два отдельных органа (ст. 18);

б) поставки электроэнергии. Здесь предполагается уточнить, что средства учета электроэнергии (иными словами, хорошо всем известные счетчики) должны принадлежать энергопоставщику и им же обслуживаться, ремонтироваться, заменятся (ст. 19);

в) заключение договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом. Сторонами такого договора предлагается признать управляющего многоквартирного дома и совладельцев. При этом управляющий выступает в единственном числе, поскольку в одном доме договор может быть заключен только с одним управляющим. Заключать договор предлагается сроком на год, и если за месяц до истечения этого года ни одна из сторон не заявит об обратном, договор будет считаться продолженным еще на один срок (ст. 20).

Управляющим может выступать физическое или юридическое лицо, способное обеспечить предоставление услуг по управлению. Помимо прочего, на него возлагаются полномочия по учету доходов и расходов вверенного ему дома и предоставлению информации об этом его совладельцам. В течение месяца с момента подписания договора управляющий обязывается за свой счет застраховать свою ответственность за вред, причиненный общему имуществу (ст. 21). В число обязанностей управляющего предполагается включить содержание общего имущества и его защиту от противоправных посягательств, составление и хранение технической документации, организацию капитального ремонта и т. д. (ст. 22).

5. Отказ от государственного регулирования тарифов на услуги по управлению многоквартирным домом, определение составляющих ее цены

Законопроектом предполагается определить, что цены на услуги по управлению многоквартирным домом формируются субъектами самостоятельно и устанавливаются по договоренности сторон. При этом цены должны быть экономически обоснованными с учетом планового дохода (ст. 27). Цена услуги формируется НКРЭ и Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере коммунальных услуг, по обращению субъекта хозяйствования. Споры, возникающие из правоотношений в сфере установления тарифов, инициаторы законопроекта предлагают разрешать в судебном порядке (ст. 28).

6. Определение и конкретизация основных прав и обязанностей потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг

Помимо оплаты и качества услуг, инициаторы документа предлагают закрепить норму, предоставляющую потребителю, недовольному предоставлением ЖК услуги, право на составление акта-претензии. Для этого, по замыслу авторов, потребитель должен обратиться к управляющему многоквартирного дома. Для составления акта управляющий, а по требованию потребителя и исполнитель услуги должны прибыть по адресу предоставления услуги в течение 2 дней. На основании этого акта производится перерасчет оплаты за услугу (ст. 17).

Кроме того, потребителю предполагается предоставить право на:

  • возмещение ущерба, причиненного некачественной услугой;
  • неоплату услуги (кроме поставки тепловой энергии) в случае ее отсутствия более 30 дней;
  • получение компенсации в случае превышения исполнителем срока аварийных работ.

Исполнитель, среди прочего, обязывается:

  • заключать договора с потребителем;
  • предоставлять качественные ЖК услуги;
  • предоставлять информацию об услугах и тарифах;
  • своевременно проводить подготовку объектов коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период.

7. Распределение между потребителями положительной или отрицательной разницы между объемами питьевой и/или горячей воды, которые определены с помощью узлов коммерческого учета и средств учета в жилых и нежилых помещениях

Такую разницу предлагается распределять между потребителями в соответствии с методикой, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере ЖК хозяйства.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Кунець
    Олена Кунець
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Юлія Бойченко
    Юлія Бойченко
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду