Я бы в судьи пошел, пусть меня научат

20:04, 7 ноября 2014
Газета: 43 (261)
Судья должен уметь контролировать поведение и эмоциональный фон присутствующих...
Я бы в судьи пошел, пусть меня научат

 Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

«Встать! Суд идет!» Что может быть величественнее и в то же время грознее этих слов? Во все времена судьи пользовались особым статусом, уважением и неприкосновенностью. Существует шутка, что даже общество, состоящее из двух человек, рано или поздно станет нуждаться в судебной власти. А что уж говорить о целом государстве, где правосудие призвано быть гарантом законности и справедливости!

4–5 ноября Национальная школа судей Украины при поддержке правительства Швеции совместно с Институтом психологии им. Г. С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины провели международную научно-практическую конференцию «Национальные стандарты судейского образования: профессиональная психологическая подготовка». К участию в этом мероприятии были приглашены судьи всех юрисдикций, практикующие психологи, украинские и международные эксперты, ученые, представители международных и неправительственных организаций. Они собрались, прежде всего, для того, чтобы обменяться опытом внедрения национальных стандартов судейского образования. В ходе мероприятия обсуждались также вопросы обеспечения психологической готовности к судейской деятельности, психологической адаптации судей, методов и технологий психологической подготовки, профилактики профессиональной деформации и недопущения развития синдрома профессионального выгорания.

Профессия: судья

Открывая конференцию, ректор Национальной школы судей Украины Николай Онищук отметил, что необходимо усилить внимание судейского сообщества к задачам судейского образования как определяющего фактора становления независимого и справедливого правосудия. «Проблема квалификационной способности судей в государстве несколько выпала из поля зрения, но только квалифицированный судья может быть эффективным», – отметил ректор.

В свою очередь, судья Верховного Суда Украины Лилия Григорьева в приветственном слове отметила ведущую роль профессиональной подготовки судей и заметила, что разветвленность знаний и разностороннее развитие судьи являются одним из ключевых факторов его независимости.

В процессе выступлений спикеры не раз отмечали, что несмотря на свою престижность, деятельность судьи остается одной из самых тяжелых, ответственных и опасных профессий в мире. Судья – это человек, который решает человеческие судьбы, за ним остается последнее слово о виновности или невиновности подозреваемого лица.

Главная задача судьи – оценка поступков. Безусловно для того, чтобы выполнять эту задачу, он сам должен обладать высокими моральными качествами. Обсуждая данную тему, главный научный сотрудник Национальной школы судей Украины, доцент Юрий Ирхин отметил: «Профессия судьи специфическая. Судью как профессионала выводит в профессию естественный отбор. Человек формируется в процессе социализации, жизни. Нельзя закончить какой-то вуз и получить диплом судьи. Нельзя подготовить судью за кокой-то период времени. Судья должен формироваться по определенным критериям. Поэтому рубануть с плеча и заявить, что с сегодняшнего дня мы меняем всех судей – это утопия».

Заместитель председателя Государственной судебной администрации Украины Ольга Булка развила тему психологических особенностей профессиональной деятельности судьи. О роли практикующего психолога в процессе адаптации судьи и профилактике синдрома профессионального выгорания участникам конференции рассказала главный специалист по связям с общественностью Апелляционного суда Ивано-Франковской области Людмила Безусова-Попович. Коллеги в своих репликах поддержали выступающих и отметили, что судебный процесс проходит в условиях психического напряжения, поэтому судья должен уметь контролировать поведение и эмоциональный фон присутствующих. Важно и такое качество, как интуиция, хотя всецело доверяться ей нельзя.

Рассмотрение дел требует от судьи повышенного внимания, тщательности, развитого логического мышления, умения переключать внимание с одного объекта на другой, хорошей долговременной памяти. Если согласно процессу судья принимает решение один, требуются самостоятельность, беспристрастность, хладнокровие, принципиальность, объективность. «Проведение нынешней конференции имеет целью определить дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять для улучшения подготовки Национальной школой судей Украины судейских кадров, в частности, в области профессиональной психологической подготовки», – подчеркнул Н. Онищук.

Зарубежный опыт

Оценка и развитие профессиональных и социально-психологических навыков у кандидатов на должность судьи – тема, которую раскрыл эксперт Совета Европы Фрэнк Ван Люийк. Он на практике убедился, что для судьи мало академической подготовки – необходимо также определить его когнитивный уровень. В частности, судьей может быть только положительно мотивированная, уверенная в себе, всесторонне интеллектуально развитая личность, подытожил эксперт.

Ключевых вопросов судейского образования в Украине, а также европейских стандартов в этой сфере касался доклад эксперта Совета Европы, профессора юридического факультета Мадридского университета Лорены Винтер Бахмайер. Она отметила, что недоверие к суду подрывает государство, поэтому в Украине беспристрастность и независимость суда должны стать приоритетом, а также неотрывно связала обучение судей с качеством их будущих судебных решений, и отметила, что профессиональной команде Национальной школы судей Украины при поддержке судейского и международного сообщества под силу задать новые стандарты подготовки кадров для судебной системы и повысить ее профессионализм и независимость.

Судья нового поколения

В ходе 2-дневного мероприятия были обнародованы и обсуждены два важных документа – проекты концепций национальных стандартов судейского образования в Украине и профессиональной психологической подготовки в Национальной школе судей. Как было отмечено в ходе дискуссии, данные доктрины призваны сформировать в судейской среде понимание роли и места судейского образования в становлении справедливого правосудия. «Эти документы должны быть указателями, на основе которых Национальная школа судей Украины должна двигаться дальше по пути создания модельной системы судейского образования», – подчеркнул Н. Онищук.

Согласно второму из представленных документов, в основу профессиональной психологической подготовки кандидатов на должность судьи и судей должны быть положены принципы научности, комплексности, законности, объективности, практичности, соблюдения норм профессиональной этики, деонтологии и прав человека, конфиденциальности, беспристрастности.

В ходе выступлений участники и разработчики данных концепций были единогласны в том, что в условиях глобализации информационного пространства, совершенствования технологий и методов работы, развития законодательства и правоприменительной практики, внедрения новых и совершенствования существующих способов защиты нарушенных прав общество ожидает от судьи соответствующего уровня и комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения судейских функций.

Люстрация: продолжение следует

Судьи не раз повторяли в своих выступлениях, что в настоящее время работать особенно трудно, так как обстановка вокруг судебного сообщества очень накалена. Сегодня, кроме ежедневных профессиональных дел, сопровождаемых ежедневными стрессами, судья ощущает также груз политической нестабильности. Закон Украины «Об очищении власти», который также называют законом о люстрации, вступил в силу в середине октября. Ранее сообщалось, что под проверку, а в дальнейшем под увольнение попадут около миллиона украинских чиновников, занимавших посты при Януковиче. Среди них немалое количество и представителей Фемиды.

«Истинное величие судьи – в способности покарать самого себя», – произнес в финальной сцене судья, герой известного романа Агаты Кристи «Десять негритят». В нашем случае судьям придется карать себе подобных. «Очень часто я слышу о том, что судьи боятся люстрации. Это неправда, судьи очень много и тяжело работают, они решают судьбы людей. Они привыкли брать на себя ответственность за свои решения, поэтому бояться им нечего. Однако опасаться приходится. Хотелось бы, чтобы та люстрация, которая началась и набирает обороты, состоялась в рамках закона», – сказала в комментарии журналисту «Судебно-юридической газеты» член Совета судей Украины, судья Высшего административного суда Украины Татьяна Чумаченко. Судья Апелляционного суда Черновецкой области Виталий Марчак также оценил нормы данного закона: «По моему мнению, этот закон необходим, однако его нормы содержат некоторые противоречия с Конституцией Украины. Поэтому думаю, что необходимы конструктивные дополнения к нему. Но мы готовы его исполнять».


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Николай Онищук, ректор Национальной школы судей Украины

– Вопросы осуществления в Национальной школе судей Украины профессиональной психологической подготовки кандидатов на должность судьи и действующих судей надо было поднять уже давно. Обойтись без такой подготовки сегодня невозможно. Собрав отзывы и предложения, доработав проект концепции, Национальная школа судей вместе с судейским сообществом будет решать, в каких пределах и формах такая подготовка должна проходить. Предложенный для обсуждения проект Концепции национальных стандартов судейского образования должен служить основой для создания системы подготовки судей и кандидатов на должность судьи, соответствующей европейским стандартам. Многие из элементов концепции, необходимые для организации подготовки судейских кадров на системной, стандартизированной и научно обоснованной основе, сегодня уже апробированы в Национальной школе судей. Этой цели подчинена организация учебного, научного и методического процессов учреждения.

Юрий Ирхин, главный научный сотрудник Национальной школы судей, доцент

– Судьей можно стать только через призму жизненного опыта. Деятельность по отправлению правосудия требует постоянной психологической адаптации и подготовки. Профессия судьи специфическая. Судью как профессионала выводит в профессию естественный отбор. Человек формируется в процессе социализации, жизни. Нельзя закончить какой-то вуз и получить диплом судьи. Нельзя подготовить судью за кокой-то период времени. Судья должен формироваться по определенным критериям. Поэтому рубить с плеча и заявлять, что с сегодняшнего дня мы меняем всех судей – это утопия.

Работа судьи больше связана с определенными социальными стереотипами. Регулировать работу судов очень просто можно действующим законодательством, не надо для этого полностью рубить всю ветвь. Общественность сегодня требует реагирования на конкретные факты – давайте эти факты и расследовать. Давайте возбудим встречные уголовные производства, например, по факту несправедливого вынесения приговора конкретным судьей. Придадим их огласке и накажем этих людей, чтобы все знали и видели, что не бывает безнаказанных преступных деяний.

Вообще это вопрос философский: судья должен быть милосердным или справедливым? Опять-таки, исходя из ситуации, в которой он находится. Проявить милосердие, несмотря на то, что человек виновен, или проявить справедливость и наказать, несмотря на то, что он виновен по факту, однако есть ряд обстоятельств, которые его к этому привели? Судья находится на границе этих разных влияний и воздействий. Для того, чтобы он работал нормально, ему надо дать полную независимость от кого-либо или чего-либо.

Наталья Курий, судья Апелляционного суда Львовской области

– Возможно, каждому из нас, когда мы выходим и учим судей чему-либо, нужно задуматься над вопросом, а правильно ли мы это делаем? Или когда мы выходим к общественности и выносим те или иные решения – правильно ли мы их выносим? Не страх и не боязнь за должность должны руководить судьей. Любая реформа – это идеи, которые внедряются, поэтому всегда надо быть осторожными. Особенно относительно идей или образцов, с которых берется эта идея. Например, судебная система США не может «лечь» на украинскую судебную систему – нам необходимо учитывать наш украинский менталитет. Мы должны создать свою судебную систему, которая выполняла бы свою основную роль. Мы должны создать такую систему, при которой не только судьи, но и работники суда очень дорожили бы своей должностью и работой не только в материальном понимании, но и в понимании тех задач, которые стоят перед судом.


Согласно Концепции профессиональной психологической подготовки в Национальной школе судей, психологическая подготовка предполагает обучение кандидатов на должность судьи и судей:

  • умению точно оценивать свое психологическое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач различной сложности;
  • психологическим приемам и методам избежания и решения конфликтных ситуаций, обеспечения личной безопасности в условиях профессиональной судейской деятельности и в повседневной жизни;
  • основным приемам саморегуляции и психокоррекции;
  • формированию психологических установок и готовности использовать в профессиональной судейской деятельности соответствующие умения и навыки;
  • основам личной профессиональной безопасности: действиям в условиях психологического давления со стороны различных участников процесса;
  • умениям и навыкам психологической самодиагностики и саморегуляции для нейтрализации негативных последствий стрессовых ситуаций и эмоционально-психологических нагрузок (особенно в сложных ситуациях).

Первые упоминания о судах относятся к временам Киевской Руси, когда суд над преступниками вершил не кто иной, как князь. Первым попытку отделить судопроизводство от администрации предпринял Петр I – в 1713 г. в губерниях ввели должность судьи. Правда, назывался он на иностранный манер – ландрихтер. Были созданы военный суд, духовный суд. А основы знакомого нам судопроизводства были введены судебной реформой 1864 г..


Национальные стандарты судейского образования разработаны во исполнение Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» №2453-VI от 7.07.2010 и основываются на Конституции Украины, действующем законодательстве с учетом обязанности государства соблюдать общепризнанные международные стандарты в сфере судопроизводства.

Национальные стандарты судейского образования базируются на ключевых ценностях Национальной школы судей, отраженных в ее стратегическом плане, одобренном Высшей квалификационной комиссией судей 11 октября 2013 г., которыми являются: профессионализм, эффективность, лидерство и сотрудничество, ответственность и добросовестность, морально-этические принципы и инновационность.


Национальные стандарты разработаны с учетом требований ч. 6 ст. 54 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», согласно которой судья, назначенный на должность судьи впервые, ежегодно проходит 2-недельную подготовку в НШС, а судья, занимающий должность судьи бессрочно, проходит 2-недельную подготовку в НШС не менее чем раз в 3 года.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн