Декларативно причастны

13:15, 25 мая 2015
Газета: 19-20 (287-288)
Зачем судьям указывать имущество третьих лиц в своих декларациях?
Декларативно причастны

Святослав Пограничный,
президент Первой правовой медиагруппы

Судья, по собственному желанию демонстрирующий журналистам свою налоговую декларацию, ранее был уникальным явлением для Украины. Хотя в других странах, например, в США Законом «О правительственной этике» 1978 г. 5 U.S.C. app. §§101–111 (2007) установлено, что все федеральные судьи должны раскрывать информацию об их личном имущественном состоянии – показывать все источники доходов и их количество, подарки, вознаграждения и имеющуюся собственность, покупки недвижимого имущества или ценных бумаг, если их сумма превышает $1000, а также долговые обязательства. Важно, что эта информация является публичной и подлежит общественному контролю.

До недавнего времени для Украины подобные правила были в диковинку. Теперь же все, как известно, изменилось, и наши судьи также обязаны показывать, за что живут. Эти данные указываются в их личном досье, а несоответствие расходов и имущества судьи и членов его семьи, а также близких лиц задекларированным доходам может поставить крест на карьере представителя Фемиды. Но законодатель решил еще более ужесточить эти требования.

Так, на прошлой неделе правительство заявило о новых инициативах, направленных на очищение госаппарата и обеспечение прозрачности его работы. Во-первых, Национальному антикоррупционному бюро предлагается предоставить право расследовать предоставление чиновниками ложных данных об их имуществе. Во-вторых, зарегистрирован законопроект №2879 «О внесении изменений в статью 46 Закона Украины «О предотвращении коррупции» (относительно объема декларируемой информации лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления)», в котором предусмотрено, что чиновники, а также судьи обязаны подавать в ежегодной декларации данные об имуществе, которым владеют не только они, но и третьи лица. Как пояснили авторы, этим законопроектом предусмотрено, что если чиновник не владеет имуществом (оно записано, например, на водителя, домработницу и т. д.), но фактически им пользуется, он обязан его декларировать и подавать в ежегодном отчете о доходах и расходах.

Речь идет об активах, указанных в п. 2–9 ч. 1 ст. 46, которые являются объектами права собственности третьего лица с целью осуществления интереса декларанта и членов его семьи, и декларант или члены его семьи фактически могут его осуществлять, не приобретая при этом прав на такое имущество, а именно совершать относительно такого имущества действия, тождественные по смыслу осуществлению права владения, пользования или распоряжения, а также действия, которые приводят к изменению или прекращению прав на такое имущество, не нарушая при этом прав владельца. Такими активами могут быть объекты недвижимости, ценные бумаги, в т. ч. акции, облигации, чеки, сертификаты, векселя, другие корпоративные права, объекты интеллектуальной собственности, денежные активы, в т. ч. наличные, средства, размещенные на банковских счетах, вклады в кредитные союзы и другие небанковские финансовые учреждения.

Необходимость принятия данного закона авторы обосновывают финансовыми мотивами. Как известно, Закон «О пред­отвращении коррупции» был нацелен на комплексное реформирование системы предотвращения коррупции в соответствии с международными стандартами и успешными практиками других государств. Внедрение предусмотренных этим Законом механизмов было условием предоставления Украине международной помощи в рамках Соглашения о финансировании контракта на проведение мероприятий по государственному развитию между украинским правительством и Европейской комиссией, и реализация предложенных Законом механизмов должна осуществляться за счет указанной помощи.

В то же время, после принятия указанного Закона при работе в Украине мониторинговой группы Международного валютного фонда экспертами было предложено усовершенствовать его положения путем включения требования о раскрытии информации о бенефициарных владельцах и контролерах любых средств и активов.

П. 6 протокола совещания у Премьер-министра Украины от 30.04.2015 по выполнению обязательств, взятых украинской стороной в соответствии с письмом о намерениях в МВФ от 27.02.2015, и получению гарантии США под обязательства Украины, подготовке проектов Меморандума о взаимопонимании и Кредитного соглашения о предоставлении Украине макрофинансовой помощи ЕС и состоянию выполнения предыдущих мероприятий в рамках подготовки совместного с МБРР системного проекта «Второй заем на политику развития», указанное предложение было поддержано, и Министерству юстиции поручено разработать и согласовать с представителями Международного валютного фонда законодательные изменения относительно раскрытия информации о средствах и других активах высокопоставленных чиновников, а также членов их семей как в Украине так и за ее пределами, бенефициарными собственниками и контролерами которых они являются.

Кроме того, необходимость принятия этого проекта, по словам авторов, обусловлена возможностью получения Украиной кредитных гарантий правительства Соединенных Штатов Америки в объеме $1 млрд, условием получения которых было проведение в Украине реформ в сфере преодоления коррупции, реформирования энергосектора, улучшения делового климата и т. п.

Не секрет, что наше государство в этой финансовой помощи нуждается. Однако при этом остается открытым вопрос, какие последствия будет иметь для чиновников использование имущества третьих лиц. В данном проекте о каких-то санкциях или ограничениях речь не идет. Каким образом будут отслеживать, пользуется ли чиновник или судья, например, чужим автомобилем на постоянной основе, или он взял его на один раз? Как будут проверять достоверность указанных сведений и в какую «папочку» эти сведения потом будут складывать? И самое главное – насколько это соотносится с гарантией неприкосновенности частной жизни, ведь третьи лица, не имеющие никакого отношения к государственному аппарату, должны будут открыть свои личные данные.

Очевидно, что либо данный законопроект будет впоследствии доработан, либо новосозданные органы по борьбе с коррупцией сформируют свою практику работы.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн