Новеллы для железнодорожной отрасли

12:06, 13 июля 2015
Газета: 27-28 (295-296)
Мининфраструктуры разработан проект Закона «О железнодорожном транспорте»...
Новеллы для железнодорожной отрасли
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Во исполнение Государственной целевой программы реформирования железнодорожного транспорта на 2010–2019 гг., а также в соответствии с требованиями положений законодательства Европейского Союза, выполнение которых предусмотрено Соглашением об ассоциации, Министерством инфраструктуры Украины был разработан проект закона «О железнодорожном транспорте Украины». Какие новеллы ожидают железнодорожную отрасль, и как их оценивают работники Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, узнавала «Судебно-юридическая газета».

Показатели развитых стран

Железнодорожный транспорт является ведущей отраслью в дорожно-транспортном комплексе страны. Для организации эффективного управления и обеспечения нужд народного хозяйства и населения в перевозках КМУ 14 декабря 1991 г. принял постановление №356 «О создании Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины». Им было предусмотрено, что «Укрзализныця» (далее – «УЗ») является государственным органом управления, который осуществляет руководство железнодорожным транспортом. На данный момент «УЗ» также осуществляет централизованное управление процессом перевозок во внутреннем и межгосударственном сообщении и регулирует производственно-хозяйственную деятельность железных дорог. Ее деятельность очень важна для нашей страны, так как она обеспечивает 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. Кроме того, по объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают IV место на Евразийском континенте, уступая только Китаю, России и Индии. Грузонапряженность украинских железных дорог (годовой объем перевозок на 1 км) в 3–5 раз превышает соответствующий показатель развитых европейских стран.

О чем говорит «УЗ»

Необходимо упомянуть и о некоторых проблемах «Укрзализныци», которые существуют на сегодня. Одной из них, как заявляют работники ведомства, является массовое сокращение количества рейсов поездов, а также изменение периодичности рейсов по существующим маршрутам, что приводит к убыточности предприятия.

Следующая проблема связана с тем, что на сегодняшний день начался процесс реорганизации линейных отделов милиции. Ведь только благодаря согласованному сотрудничеству транспортной милиции и «Укрзализныци» обеспечивается эффективность раскрытия преступлений путем быстрого реагирования на опасные ситуации. Особенно это важно во времена военных действий на Востоке страны. А в случае расформирования линейных отделов милиции своевременно вмешаться и среагировать на ситуацию будет просто некому.

Еще одна из заявленных проблем, которая касается, наверное, каждого большого предприятия, это финансирование. По словам председателя профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Елены Кравченко,происходит несанкционированная растрата денег «УЗ» вследствие того, что создана так называемая инспекция по контролю обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. В деятельности данной инспекции, по словам Е. Кравченко, зафиксировано много нарушений, а на ее функционирование, например, только с августа 2014 по февраль 2015 г. было потрачено 450 тыс. грн. На обращения в Генпрокуратуру, СБУ, МВД, Администрацию Президента, Верховную Раду, Мининфраструктуры, утверждает г-жа Кравченко, ответа нет.

И это только малая доля того, что озвучивают работники «УЗ». На самом деле проблем значительно больше. Если брать в общем, то железная дорога – основа всей транспортной системы Украины. Помимо обеспечения логистики основных экспортных товаров и выполнения роли «транспорта для людей», на железную дорогу возложены также обязательства по надежности и безаварийности работы. Несмотря на разные неблагоприятные условия, например, стихийные бедствия и войну, «Укрзализныця» должна работать, поскольку перевозить людей и грузы жизненно важно. И государство должно обратить внимание на заявленные проблемы. Для этого нужно исследовать ситуацию изнутри, ведь даже мелкие перечисленные проблемы могут привести к «большому взрыву». Как известно, море начинается с капли. Железная дорога должна стать самостоятельным эффективно функционирующим элементом национальной экономики, от которого зависит обеспечение деятельности транспортной системы Украины в целом.

Новеллы

На данный момент остается действующей редакция Закона «О железнодорожном транспорте» №273/96-ВР от 04.07.1996. Вопрос о необходимости изменений давно уже назрел. Если ничего не менять, в дальнейшем, по мнению экспертов, будет сдерживаться возможность привлечения инвестиций и замедлится модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта. Следствием этого станет замедление развития отечественного рынка транспортных услуг, а также понижение уровня транспортного обслуживания экономики и населения Украины. Вряд ли удастся обеспечить и реализацию задач, определенных Государственной целевой программой реформирования железнодорожного транспорта на 2010–2019 гг., а также мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой. Да сама дата принятия действующего закона говорит о необходимости модернизации.

В связи с этим Министерством инфраструктуры во исполнение Государственной целевой программы реформирования железнодорожного транспорта на 2010–2019 гг. был разработан и 29 мая опубликован на сайте Министерства проект Закона «О железнодорожном транспорте Украины». Его разработка осуществлялась в рамках Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» в 2015 г., а также плана имплементации директивы Совета 95/18/ЕС от 19.06.1995 о лицензировании железнодорожных предприятий, одобренного распоряжением КМУ №398 от 22.04.2015.

В анализе регуляторного влияния данного законопроекта указано, что он направлен на повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта и обеспечение его дальнейшего развития для удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках. На данный момент в нашей стране существует необходимость урегулирования отношений субъектов хозяйствования, которые действуют на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования в условиях трансформационных преобразований отрасли. Данный законопроект определяет комплекс мер и механизмов, которые направлены на урегулирование отношений между субъектами хозяйствования железнодорожного транспорта и пользователями услуг, совершенствование государственного регулирования, стимулирование инвестиционной деятельности с целью повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

Основные новеллы проекта закона:

1.        Создается новая модель государственного управления железнодорожным транспортом с учетом структурных преобразований в отрасли и требований европейского законодательства.
2.        Вводятся новые понятия «Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» и «Оператор инфраструктуры».
3.        Предлагается новый подход к организации перевозок пассажиров в социальном сегменте железнодорожным транспортом;
4.        Законодательно закрепляются:

- положения об особенностях строительства и приобретения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

- основы регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.

5.        Функции государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте передаются независимому регулятору – Национальной комиссии по регулированию в сфере транспорта (НКРТ).
6.        Государственные регулируемые тарифы устанавливаются на экономически обоснованном уровне.

Проектом предлагается закрепить на законодательном уровне требования к функционированию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и операторов железнодорожного транспорта общего пользования, а также требования к перевозчикам, операторам железнодорожного подвижного состава, владельцам железнодорожных путей необщего пользования. Устанавливается принцип равноправного доступа к услугам инфраструктуры, который распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении таких услуг.

Кроме того, предполагается создание системы государственного управления в сфере безопасности на железнодорожном транспорте в соответствии с требованиями положений законодательства ЕС, выполнение которых предусмотрено Соглашением об ассоциации, что позволит повысить уровень безопасности перевозок в условиях развитой конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.

Как видно, новый закон предусматривает внедрение множества новых положений относительно железнодорожного транспорта. А все новое и незнакомое, прежде чем внедрить, надо проработать. С этой целью министр инфраструктуры Андрей Пивоварский регулярно проводит встречи и обсуждение вопросов, связанных с реформированием железнодорожной отрасли, как с экспертами, так и с представителями правовых и деловых структур. На одной из таких встреч министр отметил: «Мы не хотели перегружать законопроект тем, что можно потом прописать в подзаконных актах. Наш подход заключался в создании максимально лаконичного и понятного текста основного законопроекта и учете деталей при разработке подзаконных актов. Причина этого проста: внесение любых изменений в основные законы в Украине требует времени, ведь поправки должен утверждать парламент».

Министр также добавил, что в законопроекте заложен полный спектр инструментов для избежания конфликта интересов и обеспечения прозрачности процесса предоставления доступа к инфраструктуре: «Это особенно важно в условиях, когда инфраструктура страны находится в государственной собственности, а на рынке действует государственный перевозчик – «Укрзализныця». Мы выделяем конкретную структуру – Госагентство железнодорожного транспорта, которое будет утверждать правила и порядок доступа к инфраструктуре. Такой подход минимизирует влияние на рыночную политику со стороны государственного перевозчика, который по сути, конкурирует с другими». По словам А. Пивоварского, законопроект планируется передать в Верховную Раду уже в этом году.


 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Луспеник
    Дмитро Луспеник
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді, секретар Пленуму Верховного Суду
  • Олег Кравців
    Олег Кравців
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Любов Калініченко
    Любов Калініченко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Тетяна Гребенюк
    Тетяна Гребенюк
    член Ради суддів України, суддя Господарського суду Харківської області
  • Олена Істоміна
    Олена Істоміна
    суддя Східного апеляційного господарського суду