Минюст не наделен полномочиями оценивать законность судебного решения, — председатель Высшего админсуда

15:25, 3 мая 2016
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Органы исполнительной власти не наделены законными полномочиями оценивать законность судебного решения.
Минюст не наделен полномочиями оценивать законность судебного решения, — председатель Высшего админсуда
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

28 апреля 2016 года премьер-министр УкраиныВладимир Гройсман поручил министру юстиции Украины проанализировать деятельность судей, а также правомерность судебных решений, связанных с ведением бизнеса в стране, якобы с целью преодоления коррупции в судебной ветви.

В связи с указанным председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло отметил, что, во-первых, органы исполнительной власти не наделены законными полномочиями оценивать законность судебного решения, а во-вторых — создание действительно демократического и процветающего государства начинается, прежде всего, с уважения друг к другу.

Давать оценку процессуальным решением могут только вышестоящие судебные инстанции при пересмотре судебных решений. Т.е. презумпция правомерности судебного решения может быть опровергнута в порядке апелляционного, кассационного обжалования, дисциплинарного производства, а также поставлена ​​под сомнение решением Европейского суда по правам человека.

Александр Нечитайло напомнил, что, согласно положениям статей 1 и 6 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», судебная власть в Украине осуществляется независимыми и беспристрастными судами. Осуществляя правосудие, суды независимы от любого незаконного влияния. Суды осуществляют правосудие самостоятельно на основе Конституции и законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права.

Таким образом, судьи в Украине осуществляют правосудие в соответствии с законом, руководствуясь при этом своим внутренним убеждением, а не пожеланиями высших должностных лиц. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом.

Впрочем, в последнее время нарушаются не только положения национального законодательства, но и этические правила поведения, определенные на международном уровне, несмотря на стремление Украины к вступлению в Евросоюз.

Судебная органы уже обращали внимание, что, согласно положениям Рекомендации CM/Rec (2010) 12 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам относительно судей: независимость, эффективность и обязанности, принятой Комитетом министров Совета Европы 17 ноября 2010 года на заседании заместителей министров, комментируя решение судей, исполнительная и законодательная власть должны избегать критики, которая может подорвать независимость судебной власти или доверие общества к ней.

Также в решении Европейского суда по правам человека от 22 марта 1995 года «Прагер и Обершлик против Австрии» указана необходимость учитывать особую роль, которую играет в обществе судейский корпус. В качестве гаранта правосудия он должен пользоваться доверием в обществе, чтобы успешно выполнять свои задачи. Поэтому, необходимо защитить такое доверие от ничем не обоснованных приступов.

В связи с этим Высший административный суд отмечает недопустимость подобных публичных заявлений со стороны руководства государства, которые демонстрируют неуважение и предвзятое отношение к судебной власти, сея раздор в обществе.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый