Верховный Суд сделал заключение о зарплате судьи

13:16, 17 мая 2016
Верховный Суд Украины пришел к выводу, что, поскольку в период с 1 июня 2005 года по 1 января 2006 года никаких изменений ни в объеме финансирования, ни в выплате заработной платы судей Украины (кроме должностных лиц, указанных в постановлениях №513 и №514) законодательные или другие нормативные акты не предусматривали, то правовых оснований для выплаты судьям разницы в заработной плате не было.
Верховный Суд сделал заключение о зарплате судьи
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Виктория Никитина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховный Суд Украины пришел к выводу, что, поскольку в период с 1 июня 2005 года по 1 января 2006 года никаких изменений ни в объеме финансирования, ни в выплате заработной платы судей Украины (кроме должностных лиц, указанных в постановлениях №513 и №514) законодательные или другие нормативные акты не предусматривали, то правовых оснований для выплаты судьям разницы в заработной плате не было.

Об этом идет речь в Постановлении Судебной палаты по административным делам Верховного Суда от 30 марта 2016 года №21-271а16.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 44 Закона №2862-XII, заработная плата судей состоит из должностного оклада, премий, доплат за квалификационные классы, надбавок за выслугу лет и других надбавок. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу председателя Верховного Суда Украины и не могут быть меньше 50% его оклада. Должностной оклад судьи не может быть меньше 80% должностного оклада председателя суда, в котором работает судья.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины от 24 марта 1995 года №108/95-ВР «Об оплате труда» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, далее — Закон №108/95-ВР), условия и размеры оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины.

Оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов Украины, генеральных, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и других внебюджетных доходов. Объемы расходов на оплату труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, утверждаются одновременно с бюджетом (ст. 13 Закона №108/95-ВР).

Постановлениями №513 и №514 с 1 июня 2005 года повышены размеры должностных окладов; установлены надбавки, доплаты и порядок премирования, в частности, председателю Конституционного Суда Украины и председателю Верховного Суда Украины.

Постановлением №865 Кабинет Министров Украины утвердил схемы должностных окладов; установил надбавки, доплаты и порядок премирования других руководителей и судей Конституционного Суда Украины, руководителей и судей других судов общей юрисдикции.

31 декабря 2005 года Кабинет Министров Украины принял постановление №1310 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2005 года №865» (была действующей на момент возникновения спорных отношений), которым, в частности, п. 5 постановления №865 был изложен в следующей редакции: «Это постановление вступает в силу со дня прекращения действия Указов президента Украины от 10 июля 1995 года №584, от 19 сентября 1996 года №856, от 5 марта 2002 года №220, от 25 ноября 2002 года №1061, статей 3 и 4 Указа президента Украины от 11 декабря 2002 года №1150, абз. 1 ст. 1 Указа президента Украины от 23 февраля 2002 года №173 в части установления надбавки судьям военных местных и военных апелляционных судов».

Итак, Кабинет Министров Украины, на период с 1 июня 2005 года по 1 января 2006 года, привел должностные оклады судей Украины в соответствие с требованиями ст. 44 Закона №2862-XII, а именно с установленным этой нормой соотношением с окладом председателя Верховного Суда Украины.

Таким образом, несмотря на то, что размер заработной платы судьи установлен специальным законом — ст. 44 Закона №2862-XII, а не ст. 8 Закона № 108/95-ВР, — выплата заработной платы судьи подчинена нормам Закона №108/95-ВР, в частности, ст. 13, согласно которой оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов Украины. Объемы расходов на оплату труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, утверждаются одновременно с бюджетом.

Поскольку в период с 1 июня 2005 года по 1 января 2006 года никаких изменений ни в объеме финансирования, ни в выплате заработной платы судей Украины (кроме должностных лиц, указанных в постановлениях №513 и №514) законодательные или другие нормативные акты не предусматривали, то правовых оснований для выплаты судьям разницы в заработной плате не было.

Аналогичная правовая позиция относительно применения указанных норм материального права уже была высказана коллегией судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, в частности, в постановлении от 4 ноября 2015 года №21-1461а15.

С полным текстом судебного решения можно ознакомиться по ссылке.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Татаринов
    Дмитро Татаринов
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Ірина Соломко
    Ірина Соломко
    суддя Чернігівського окружного адміністративного суду