Суд онлайн: экономим бюджетные деньги и свое время

15:35, 27 октября 2016
О необходимости внедрения электронного обмена документами между судом, сторонами по делу и государственными органами говорят уже не первый год.
Суд онлайн: экономим бюджетные деньги и свое время

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Подать исковое заявление, не выходя из дома, или получить ответ на запрос судьи в течении 10 минут? Как работает система электронного суда?

О необходимости внедрения электронного обмена документами между судом, сторонами по делу и государственными органами говорят уже не первый год.

Вместе с тем, украинская Фемида все еще вынуждена тратить время и средства (как свои, так и граждан) на бумажный оборот.

Как получилось реализовать проект «Электронный суд» в трех судах Одесской области, включая апелляционную инстанцию, «Судебно-юридической газете» рассказал начальник территориального управления Государственной судебной администрации в Одесской области Владимир Куценко.

«В последнее время идет много разговоров об электронном суде. Мы же реализовали нашу идею благодаря инициативе ГСА и поддержке Совета судей Украины, который год назад принял решение о реализации проекта «Электронный суд» в трех модельных судах Одесского региона: Киевском районном суде города Одессы, Овидиопольском райсуде и Апелляционном суде Одесской области.

На первом этапе была поставлена задача — на базе существующего законодательства, не меняя его, ввести электронный обмен документами между участниками процесса.

Мы установили два основных критерия эффективности: экономия денег как на государственное содержание судебной системы, так и для граждан, и экономия времени.

Рабочей группой было проанализировано действующее процессуальное законодательство, которое регулирует прием и отправку документов, уведомление и т.п. Затем мы наложили это законодательство на наше видение проекта. Ряд судей высказались категорически против, потому что отдельные моменты не прописаны в законе. Мы же подошли к этому вопросу более гибко, решив, что раз не прописаны, но и не запрещены, и мы можем принимать документы. Кроме этого, в Украине действуют Законы «Об электронных документах» и «Об электронной цифровой подписи».

Согласно процессуальному законодательству, суд, получив исковое заявление от истца, обязан уведомить ответчика. Если мы получаем такое заявление по электронной почте, то должны его распечатать и отправить по почте. А это затраты ресурсов, т.е. мы не экономим время и деньги. Мы начали думать, как обойти этот момент, и пришли к тому, что внедрять электронный суд нужно все-таки с партнерами.

На первом этапе в качестве партнера выступил региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, т.е. профессиональное объединение, которое представляет интересы граждан, создано Министерством юстиции и финансируется государством. Мы договорились, что когда они присылают нам исковое заявление, то берут на себя и уведомление стороны ответчика. В итоге, мы вышли с этими конкретными предложениями на Совет судей, который принял решение о реализации этого проекта.

Сейчас в качестве наших партнеров выступают главное территориальное управление юстиции, прокуратура, ГУ региональной полиции, территориальные органы ГФС, южное региональное управление Государственной пограничной службы, исполнительная служба, ГУ Государственной миграционной службы в Одесской области, Одесский научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

В рамках электронного суда мы получаем иск и все прилагаемые документы в электронном виде. Для этого в модельных судах создан отдельный электронный ящик. В итоге, документы по электронной почте приходят мгновенно, и затраты гражданина на их отправку равны нулю.

Сотрудник суда копирует все полученные материалы и заполняет карточку. При чем, когда он заполняет ее с письменного образца, это занимает 20 минут, а с электронного варианта — 3 минуты. Если в суд в день поступает 100-200 исков, то мы можем подсчитать, сколько часов работы канцелярии экономится. После заполнения карточки электронное дело попадает к судье.

Таким образом (это еще одна основная идея электронного суда), дело формируется в электронном виде и потом в электронном виде движется по инстанциям.

Также мы уже создали и продемонстрировали «электронный кабинет». Он создан для адвокатов, и они уже сегодня знакомятся с материалами дела, не приходя в суд, со своего компьютера либо мобильного телефона. В целом, мы планируем ввести возможность для всех участников процесса знакомиться с электронным делом дистанционно с помощью любого средства связи при наличии Интернета. На данный момент этим вопросом занимается ГП «Информационные судебные системы».

Итак, что удалось за год? Первое — мы получили дело в электронном виде. Во-вторых, мы реализовали движение дела в электронном виде из первой инстанции в апелляцию. Проведены судебные заседания, в ходе которых дела наполнялись как письменными вариантами документов, так и электронными. Ведь внедрение электронного суда не исключает и письменного варианта, но он заводится уже в судебном заседании.

Кроме этого, когда дело поступает к судье, гражданину приходится ждать, пока судья получит ответ от адресного бюро (теряется две недели как минимум), поскольку по ГПК судья должен проверить место проживания ответчика. Потом из адресного бюро приходит ответ, и только тогда дело назначается к рассмотрению. Две недели на запрос, две недели на ответ — месяц утраченного времени для гражданина и суда.

Еще один момент касается средств. Когда запрос делается на бумаге, то запечатывается в конверт и клеится марка. Его стоимость — около 10 грн. Адресное бюро проверяет — снова конверт и марка. В итоге, государство теряет 20 грн на одном запросе. Если судья получает дело в электронном виде, то в тот же день делается запрос в адресное бюро, и на следующий день приходит ответ. Мы экономим бюджетные деньги, и по времени весь процесс занимает два дня, а не месяц.

В рамках электронного суда мы начали привлекать партнеров, потому что электронный обмен как раз подразумевает связь с внешним миром, с другими организациями. За год в ходе реализации данного проекта мы привлекли десять государственных организаций по Одесской области, которые подключились к нам и начали обмениваться документами.

Наши модельные суды сделали за девять месяцев 3 тыс. запросов и сэкономили 30 тыс. грн. Мы показали, что электронный суд работает, и не нужно спорить, позволяет закон или нет. В данном случае даже не нужны изменения в законодательство. Я взял статистику по всем судам Одесской области — мы можем сэкономить на запросах почти 2 млн грн госсредств! Вот вам результат работы только одной маленькой опции электронного суда. Я называю это «маленькой опцией», потому что электронный суд состоит из многих опций: информация на сайтах судов, SMS-уведомления и т. д. Однако, для граждан основное — обмен документами в электронном виде.

Подробнее о проекте, первых проблемах и результатах читайте в полной версии интервью начальника территориального управления Государственной судебной администрации в Одесской области Владимир Куценко по ссылке.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • София Данылив
    София Данылив
    судья Красноармейского горрайонного суда Донецкой области
  • Андрей Костенко
    Андрей Костенко
    судья Хмельницкого апелляционного суда
  • Елена Шкорина
    Елена Шкорина
    судья Киевского апелляционного суда
  • Юрий Луценко
    Юрий Луценко
    Генеральный прокурор Украины
  • Елена Терлецкая
    Елена Терлецкая
    судья Киевского окружного административного суда