Пытки в украинских тюрьмах: что рекомендует ЕСПЧ в пилотном решении для Украины

08:00, 12 февраля 2020
ЕСПЧ в пилотном решении указал на необходимость создания в Украине независимого органа по надзору за местами содержания под стражей.
Пытки в украинских тюрьмах: что рекомендует ЕСПЧ в пилотном решении для Украины
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Европейский суд по правам человека 30 января 2020 года принял важное пилотное решение по делу «Сукачев против Украины» про  постоянную структурную проблему относительно ненадлежащих условий содержания под стражей.

ЕСПЧ единогласно постановил, что имело место нарушение ст.3 Конвенции (запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения) и ст. 13 Конвенции (право на эффективное средство правовой защиты).

Европейский суд указал, что данное дело касается повторяющейся проблемы, которая лежит в основе частых нарушений Украиной статьи 3 Конвенции. В частности, с момента принятия своего первого решения об условиях заключения в украинских тюрьмах в 2005 году, Европейский суд вынес  55 решений, в которых признал нарушение статьи 3 Конвенции  в связи с плохими условиями содержания.

Решение является пилотным - то есть окончательным и устанавливающим, что нарушение носит массовый характер. Европейский суд отметил, что роль процедуры пилотного решения заключается в том, чтобы побудить государство-ответчика к решению большого количества индивидуальных дел, происходящих из одной и той же структурной проблемы на национальном уровне.

ЕСПЧ указал, что украинские власти должны предоставить эффективные превентивные и компенсационные средства правовой защиты касательно ненадлежащих условий содержания под стражей в течение 18 месяцев после того, как это решение станет окончательным.

Также,  в решении ЕСПЧ указал общие меры для решения структурной проблемы.

1. Меры для уменьшения переполненности тюрем и улучшения условий содержания

Для целей данного пилотного решения, Европейский суд подчеркнул проблему переполненности, которую Украина неизбежно должна будет рассмотреть при воплощении этого решения.

Европейский суд отметил, что если государство не может гарантировать каждому заключенному условия, соответствующие статьи 3 Конвенции, наиболее уместным решением проблемы переполненности будет уменьшение количества содержащихся лиц путем более частого применения мер, не связанных с  тюремным заключением и путем минимизации использования предварительного заключения.

Судьи ЕСПЧ также отметили, что прокуроров и других работников правоохранительных органов Украины следует поощрять к использованию альтернатив содержанию под стражей.

Кроме того,  Европейский суд рекомендует пересмотреть действующий стандарт  в 2,5 (кв м) личного пространства  на каждого заключенного, в соответствии с стандартами Конвенции.

2. Эффективные средства правовой защиты

Также Суд указал на необходимость создания независимого органа по надзору за местами содержания под стражей.

Судьи ЕСПЧ отметили, что наилучшим путем установления мер правовой защиты будет создание специального органа  по надзору за местами содержания под стражей. Рассмотрение жалоб задержанных специальным органом обычно приводит к более быстрому результату, чем рассмотрение в обычных судебных процессах.

Европейский суд  указал, что для того, чтобы этот орган был эффективным средством правовой защиты, он должен иметь право контролировать нарушения прав задержанных, быть независимым от пенитенциарных органов, иметь полномочия и обязательства расследовать жалобы с участием лица, подавшего жалобу, и быть способным принимать обязательные решения, которые подлежат выполнению.

Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что ЕСПЧ обязал Украину выплатить обвиняемой в сепаратизме Штепе 3600 евро

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду