Центр при СБУ получит полномочия по предоставлению иностранным партнерам исчерпывающей информации о лицах, выезжающих за границу

14:40, 24 октября 2022
СБУ будет сообщать иностранным государствам о перемещении за границу лиц, причастных к соответствующим террористическим организациям и группам.
Центр при СБУ получит полномочия по предоставлению иностранным партнерам исчерпывающей информации о лицах, выезжающих за границу
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Группа народных депутатов, включая председателя Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергея Ионушаса, зарегистрировала в парламенте законопроект 8146 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма, а также некоторых законодательных актов Украины по усовершенствованию борьбы с терроризмом».

Целью является имплементация в национальное законодательство положений Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма.

С этой целью вносятся изменения в УК и УПК Украины, в частности, в части

  • признания преступлением "прохождения обучения терроризму" (ст. 3 Дополнительного протокола), "пересечения государственной границы Украины с террористической целью" (ст. 4 Дополнительного протокола);
  • обеспечения межгосударственного информационного обмена о лицах, выезжающих за границу с террористической целью, как это предусмотрено статьей 7 Дополнительного протокола.

Так, на сегодняшний день Служба безопасности Украины определена контактным пунктом, ответственным за обмен упомянутой информацией (Закон Украины от 20.09.2022 № 2589-ІХ "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма", сейчас направлен на подпись Президенту Украины).

Однако изложенного недостаточно для надлежащего информационного обмена между государствами-сторонами Дополнительного протокола.

С целью предоставления иностранным партнерам исчерпывающей и достоверной информации, предусмотренной статьей 7 Дополнительного протокола (а также обеспечения хранения и анализа аналогичных сведений, полученных от иностранных государств), проект возлагает на Антитеррористический центр при СБУ задачу:

а) вести список террористических организаций и групп.

Используя сведения, внесенные в этот перечень, СБУ будет сообщать иностранным государствам о перемещении за границу лиц, причастных к соответствующим террористическим организациям и группам.

Как отмечают авторы, ведение упомянутого перечня также согласовывается с обязанностью Украины осуществлять обмен информацией с Европейским Союзом о поддерживающих террористических группировках и организованных группах (ст. 23 Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, ратифицированной Законом Украины от 16.09.2014 № 1678-VII);

б) осуществлять национальную координацию и международное взаимодействие по вопросам получения, обработки, распространения, хранения и защиты информации о пассажирах (API/PNR).

Наделение Антитеррористического центра при СБУ полномочиями по обработке такой информации позволит реализовать не только требования Дополнительного протокола, но и обеспечит соответствие национального законодательства общепринятым практикам борьбы с международным терроризмом по внедрению в Украине системы обработки предварительной информации о пассажирах (API/PNR), а также Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2016/681/ЕС от 27.04.2016 «Об использовании данных системы бронирования (PNR) для предупреждения, выявления, расследования и уголовного преследования преступлений террористической направленности и тяжких преступлений».

Для достижения поставленных целей законопроектом предусмотрены изменения в:

Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины, согласно которым:

  • устанавливается уголовная ответственность за прохождение обучения терроризму, пересечение государственной границы Украины с террористической целью, а также за финансирование этих деяний;
  • определяется подследственность указанных преступлений – досудебное расследование таких преступлений будут осуществлять следователи Службы безопасности Украины;
  • расширяются основания для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера в случае совершения его уполномоченным лицом названных преступлений;
  • определяется возможность применения во время военного положения к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении упомянутых преступлений, только одного вида меры пресечения — содержания под стражей (при наличии оснований для применения меры пресечения) с предоставлением права следственному судье, суду не определять при этом размер залога;
  • предусматривается возможность осуществления специального досудебного расследования (in absentia) в уголовных производствах по упомянутым преступлениям;
  • из части первой статьи 258-3 УК Украины выделяется ответственность за участие в террористической группе или террористической организации и излагается как отдельный состав преступления в части второй настоящей статьи;
  • статья 258-3 УК Украины дополняется новой частью третьей, что будет предусматривать такой квалифицирующий признак, как совершение соответствующих преступлений должностным лицом с использованием своего должностного положения.

 Закон Украины "О борьбе с терроризмом", предусматривающие:

  •  введение правовых основ для проведения антитеррористической подготовки населения;
  •  определение новых субъектов борьбы с терроризмом (с учетом современной системы органов государственной власти) и определение полномочий последних;
  •  усовершенствование полномочий Службы безопасности Украины как главного субъекта борьбы с терроризмом
  • наделение Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины полномочиями формировать и вести перечень террористических организаций и групп, а также осуществлять национальную координацию по вопросам получения, обработки, распространения, хранения и защиты информации о пассажирах (API/PNR) в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН по международному противодействию терроризму относительно перемещения лиц, причастных к террористической деятельности, предупреждение, выявление, расследование уголовных правонарушений, совершаемых с террористической целью, других уголовных правонарушений, а также предупреждение пересечения государственной границы Украины лицами, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины;
  • делегирование Правительству Украины полномочий по определению механизма возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта;
  • предоставление полномочий субъектам борьбы с терроризмом участвовать в совместных антитеррористических мероприятиях с участием иностранных государств или межгосударственных объединений путем привлечения своих сил и средств, а также проводить совместные антитеррористические мероприятия на территории Украины и других государств в соответствии с международными договорами (сделками).

 Закон Украины "О санкциях" в части расширения видов санкций, которые могут применяться, в частности к террористическим организациям и группам;

Воздушный кодекс Украины, законы Украины "О транспорте", "О Государственной программе авиационной безопасности гражданской авиации", "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" в части согласования упомянутых законодательных актов с иными изменениями, предусмотренными законопроектом.

Автор: Вячеслав Хрипун

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Вадим Коротун
    Вадим Коротун
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді