Особенности проведения автоэкспертиз

19:01, 10 августа 2010
Газета: 48
Правилами дорожного движения Украины определено, что ДТП – событие, которое произошло во время...
Особенности проведения автоэкспертиз
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Правилами дорожного движения Украины определено, что ДТП – событие, которое произошло во время движения транспортного средства (ТС), вследствие которого погибли или ранены люди, или причинен материальный ущерб. Это внешние признаки случаев, которые, к сожалению, являются довольно распространенным явлением на улицах и дорогах нашей страны.

Кто заинтересован в проведении экспертиз

Вместе с тем, каждое ДТП имеет правовые последствия для его участников, которые определяются нормативными актами об админправонарушениях, гражданской или уголовной ответственности. Поэтому первым стоит вопрос о том, действия кого из участников ДТП привели к его возникновению. Во многих случаях определить это не так и просто, и тогда для выяснения причин и обстоятельств происшествия и оценки действий его участников привлекаются специалисты, которые, используя специальные знания в области автотехники, помогают найти ответы на эти вопросы.

Область применения таких экспертиз достаточно широка – ответы на вопросы «кто виноват в ДТП» актуальны и для судов, и для органов дознания, адвокатов и просто тех организаций и граждан, которые участвуют в делах, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Не менее востребованы такие экспертизы и для страховых компаний. Специфика автотехнических исследований в этом случае связана с условиями договоров автотранспортного страхования и теми вопросами, которые возникают перед специалистами страховой компании при принятии решения о выплате страхового возмещения и которые не могут быть разрешены без привлечения специалистов.

Страховые компании и мошенничество

Как известно, по договорам страхования гражданско-правовой ответственности владельцев ТС страховое возмещение платится потерпевшему только в случае, когда страхователь, который заключил такой договор, признан виновным в совершении ДТП. Вину участника дорожно-транспортного происшествия устанавливает суд, но весомым аргументом для принятия решения могут быть результаты экспертного исследования, где квалифицированно регламентированы и оценены действия водителей относительно выполнения требований Правил дорожного движения в конкретной дорожной обстановке.

По договорам страхования транспортных средств (КАСКО) при выплате страхового возмещения, как правило, не учитывается вина страхователя в совершении ДТП. В этом случае для страховой компании важны несколько моментов. Прежде всего, является ли событие, при котором повреждено ТС страховым случаем, действительно ли оно произошло при обстоятельствах, которые изложены в заявлении страхователя на выплату страхового возмещения. Не менее важно определить, не подпадает ли случай повреждения ТС под исключения и ограничения, определенные конкретным договором страхования. Речь идет о пунктах договора, которые определяют случаи, когда выплата страхового возмещения не осуществляется или уменьшается его размер. К таким исключениям и ограничениям могут быть отнесены случаи пользования транспортным средством с определенным перечнем технических неисправностей или нарушений правил технической эксплуатации, перечень требований Правил дорожного движения, нарушение страхователем которых является основанием для отказа в страховом возмещении (превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков, обгона и т.п.). Отдельно можно назвать идентификацию транспортного средства, которое принималось на страхование, с тем, которое было предоставлено страховщику на осмотр после повреждения.

Как свидетельствует практика работы со страховщиками, вопрос о соответствии повреждений транспортного средства заявленным страхователем обстоятельствам события довольно актуален. Основанием для беспокойства страховщиков является увеличение случаев страхового мошенничества. В основном это касается событий, которые произошли при участии только транспортного средства страхователя, не задокументированы работниками ГАИ, или тех, которые подпадают под риск «неправомерные действия третьих лиц», то есть транспортное средство было повреждено в отсутствие его водителя. Общим для всех этих случаев является то, что обстоятельства повреждения транспортного средства излагает сам страхователь, а он, естественно, надеется на получение возмещения, и потому обстоятельства в некоторых случаях подаются, мягко говоря, далекими от фактических. В этом случае объективными являются данные о локализации и характере повреждения. Это дает основания специалистам, используя методы транспортно-трассологических исследований, решать, например, вопрос о том, возможно ли повреждение автомобиля в месте, указанном страхователем, контактировал ли автомобиль с тем объектом, который назван, стоял автомобиль во время повреждения или двигался и т.п.

Когда стоит вопрос состояния застрахованного транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия, специалистами проводится экспертное исследование технического состояния. Подавляющее большинство вопросов, которые выносятся страховщиками перед специалистами, связаны с установлением технической исправности тормозной системы, системы управления, шин, осветительных приборов и средств световой сигнализации на момент события.

Методы работы специалистов

Нужно сказать, что исследования обстоятельств ДТП являются классическими в отрасли автотехники и проводятся на базе отработанных методик. Но при проведении такой работы все шире используются и современные методы, такие, например, как реконструкция дорожно-транспортного происшествия путем компьютерного моделирования с использованием лицензированных программ.

В последнее время возник спрос на проведение так называемых фототехнических исследований. Суть их заключается в том, что с помощью специальных методик исследуются фото транспортного средства, которое принималось на страхование, и того, что было предоставлено на осмотр после его повреждения. Поражает изобретательность мошенников, которые прибегают к фальсификации, но возможности современных экспертных методов дают аргументированные ответы.

Следует заметить, что результат проведенного исследования не всегда зависит только от квалификации эксперта или качества его инструментария: как методического, так и технического. Важным является качество материалов, которые предоставляются на исследование. Языком специалистов их называют исходными данными. К ним относят данные о техническом состоянии транспортного средства и его повреждении, данные о дорожных условиях (состояние проезжей части, ее профиль, геометрические параметры, дорожные знаки, разметка, дорожное обустройство и т.п.), данные о действиях водителей – участников дорожно-транспортного происшествия. В работе по формированию комплекса данных, которые касаются дорожно-транспортного происшествия, есть правильная фиксация следствий того, что произошло, на фотографиях или схемах.

В рамках общей работы со страховщиками сформировать данные для проведения экспертного исследования можно в пределах срока на урегулирование, определенного договором страхования, или воспользовавшись правом на так называемое страховое расследование, право на которое также определяется договором. Практика свидетельствует, что своевременно предоставленная экспертами консультативная помощь работникам страховой компании, которые занимаются урегулированием, дает в результате быстрое, целенаправленное и, главное, квалифицированное документирование  дорожной обстановки и обстоятельств, что создает базу для экспертного исследования и аргументированных выводов.

Руслан Шкляр,

директор Центра экспертных исследований

 

Случай из практики

Как эксперт спас водителя от административной ответственности

В практике автотехнических исследований есть показательные случаи. Например, с заявлением обратился участник ДТП, который имел полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, покрывающий в случае признания его вины нанесенный ущерб. Но, несмотря на это, он все же был не согласен с вынесенным решением о нарушении им требований ПДД, что нашло отражение в составленном протоколе об административной ответственности.

Обстоятельства дела коротко заключались в следующем. Имело место попутное столкновение трех транспортных средств, и автомобиль заявителя был последним. Водитель был признан виновным в повреждении остальных автомобилей. После изучения материалов ДТП и фактических повреждений транспортных средств были установлены обстоятельства ДТП, а именно – определена последовательность столкновения транспортных средств. Вывод экспертного исследования был категоричным: сначала столкнулись два передних автомобиля и водителю последнего автомобиля, в силу таких форс-мажорных обстоятельств, искусственно сократилась ранее правильно выбранная дистанция до движущегося впереди автомобиля. В такой ситуации водитель был лишен возможности предотвратить ДТП. Экспертное исследование было предоставлено в суд и его выводы были определяющим при вынесении решения об отсутствии в действиях водителя несоответствий требованиям ПДД, что имело уже другие правовые последствия для участников ДТП.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей