Судимость депутатству не помеха

10:52, 19 августа 2013
Газета: 31-32 (199-200)
13 августа, состоялся первый круглый стол, посвященный обсуждению замечаний и рекомендаций Венецианской комиссии и ОБСЕ относительно законопроекта об усовершенствовании выборного законодательства...
Судимость депутатству не помеха
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»

27 июня 2013 г. Министерство юстиции Украины обнародовало проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства по вопросам проведения выборов». Документом предлагается внести ряд изменений в законодательные акты, регулирующие избирательный процесс, в т. ч. касающиеся выборов народных депутатов. В частности, речь идет о том, чтобы предоставить право баллотироваться лицам, имеющим судимость (в т. ч. за тяжкие преступления), а также кандидатам, которые проживают на территории Украины менее 5 лет до дня выборов. На прошлой же неделе, 13 августа, состоялся первый круглый стол, посвященный обсуждению замечаний и рекомендаций Венецианской комиссии и ОБСЕ относительно упомянутого проекта. В подробностях разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Бывшие заключенные смогут пойти в политику?

Одной из новелл, вызвавших неподдельный интерес украинского общества, стала идея предоставить право принимать участие в выборах лицам с непогашенной судимостью. При этом отметим, что для европейских государств такая практика давно не является чем-то необычным. Так, по мнению члена Венецианской комиссии Питера Пакзолая, если закон запрещает лицу, совершившему умышленное преступление, выдвигать свою кандидатуру для участия в выборах, только если эта судимость не была погашена, как это прописано в ст. 76 Конституции Украины, такое положение отрицает пассивное избирательное право из-за совершения любого преступления, независимо от его тяжести. Поэтому при разработке законопроекта Украине следует учитывать практику Европейского Суда по правам человека во многих делах, в которых рассматривались эти вопросы – в частности, в делах «Скополла против Италии» и «Херст против Соединенного Королевства» 2005 г.

Отметим, что в течение месяца после объявления решения по последнему делу ряд европейских стран внесли изменения в свое законодательство. Вместе с тем, по мнению заместителя председателя Комитета ВР Украины по вопросам верховенства права и правосудия Дмитрия Шпенова, к вопросу смягчения запрета избрания в Верховную Раду Украины лиц, имеющих судимость за совершение умышленного преступления, необходимо подходить взвешенно. «Не может идти речь о полной отмене ценза, ведь человек, который претендует на избрание в высший законодательный орган, должен не только соответствовать формальным требованиям, но и обладать высокими моральными и человеческими качествами. Если смягчать это ограничение, необходимо установить четкие критерии – совершение каких преступлений не может препятствовать участию лица в избирательных кампаниях», – подчеркнул народный депутат.

Проживание или гражданство?

Также немало внимания было уделено невозможности баллотироваться в депутаты лицам, которые проживают на территории Украины менее 5 лет. Такое требование, по мнению Венецианской комиссии, является чрезмерным и необоснованным. «Я думаю, что в этом отношении нужно принять во внимание международные обязательства и общие политические и гражданские права, а также Конвенцию по правам человека и другие международные документы, которые закрепляют всеобщее избирательное право. Венецианская Комиссия предлагала бы изменить данную статью Конституции», – отметил г-н Пакзолай. Поддержал коллегу из Венецианской комиссии и эксперт по избирательным вопросам ОБСЕ Армен Мазманян. По его мнению, общепризнанная европейская практика ограничения срока проживания должна применяться только при выборах в местные органы власти, но даже в этом случае такое ограничение не может превышать 6 месяцев. «Я возвращаюсь к Кодексу надлежащей практики проведения выборов Венецианской комиссии. Среди членов Совета Европы осталось только несколько стран, которые сохранили такое ограничение, и Украина является одной из них. Вероятно, вы найдете 2 или 3 такие страны на европейском континенте, которые сохранили это законодательное требование», – подчеркнул г-н Мазманян.

В свою очередь, заместитель председателя ЦИК Андрий Магера предложилпредоставить право баллотироваться на выборах в парламент лицам, которые имеют гражданство Украины, а не проживают на ее территории минимум последние 5 лет. «В Украине действует так называемый ценз оседлости, который предусматривает, что лицо получает право баллотироваться на выборах в случае проживания на территории Украины в течение последних 5 лет. Это предоставляет возможность лицу, которое законно проживало в Украине в течение этого срока, а после этого получило гражданство, сразу же принимать участие в избирательном процессе. Но было бы более логично принимать во внимание не срок проживания, а срок получения гражданства – чтобы баллотироваться в народные депутаты могли лица, не меньше 5 лет являющиеся гражданами Украины», – отметил г-н Магера.

Не обошли внимание участники круглого стола и проблему двойной юрисдикции судов с одной стороны и избирательных комиссий с другой при рассмотрении жалоб участников избирательного процесса. В ходе дискуссии выяснилось, что Украиной были неверно истолкованы заключения Венецианской комиссии по данному вопросу. «Мы никогда не требовали вывести эти вопросы из-под юрисдикции судов или лишить кого-то основополагающего права на защиту в суде. Наоборот, мы предлагаем устранить любые препятствия для осуществления правосудия в части обжалования решений по избирательным вопросам. Мы уверены, что учет этих и других рекомендаций, которые содержаться в Совместном заключении, помогут Украине приблизить свое законодательство к международным стандартам и обеспечить проведение действительно свободных и честных выборов», – сообщил во время заседания эксперт Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕА. Мазманян.

Женщин в парламенте станет больше?

Представители общественных организаций подняли вопрос о гендерном равенстве, т. е. соотношении, например, в парламенте женщин и мужчин. Как выяснилось, Венецианская комиссия особо не настаивала на этом вопросе, принимая во внимание тот факт, что участие в выборах является добровольным. По мнению одного из членов Европейской комиссии «За демократию через право» украинская власть может решить этот вопрос, не прибегая к конституционным изменениям. Для этого необходимо внести в Закон «О политических партиях в Украине» новое положение, в котором указать, что размер квоты представления мужчин и женщин в избирательном списке политической партии должен быть отражен в уставе этой партии.

Подводя итоги мероприятия, министр юстиции Украины Елена Лукаш поблагодарила европейских экспертов за кропотливую работу, проведенную в рамках подготовки заключения к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию законодательства по вопросам проведения выборов». «Согласно Конституции Украины, избирательный закон у нас принимают только парламентарии, – подытожила она. – Со своей стороны могу пообещать, что Министерство юстиции и правительство Украины сделают все возможное для максимально быстрого анализа выводов Венецианской комиссии, которых мы сейчас ожидаем, с тем, чтобы в дальнейшем направить соответствующий законопроект в парламент».

Отметим, что в течение осени Министерство юстиции Украины планирует провести серию мероприятий, в ходе которых будет продолжено обсуждение изменений в избирательное законодательство и рекомендаций ведущих международных экспертов.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва