Три в одном

21:06, 12 декабря 2014
Газета: 48 (266)
В чем особенность нового платежного документа для оплаты коммунальных услуг
Три в одном
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Николай Белинский,
«Судебно-юридическая газета»

Не так давно в Киеве был введен новый платежный документ для оплаты коммунальных услуг. Он состоит из 3 блоков, в каждом из которых четко определен вид услуг и указаны предприятия, ответственные за их предоставление. Изменился и размер квитанции – теперь это листок формата А4. И хотя прошло уже 4 месяца, как ввели новый платежный документ, многие киевляне до сих пор не разобрались, как правильно его заполнять и как с ним поступать. «Судебно-юридическая газета» решила проанализировать, в чем, собственно, сложность квитанции.

В этом году взаимоотношения между потребителями и обслуживающими организациями совершенно изменились. С введением новых квитанций потребители и предоставляющее услуги компании перешли на прямые отношения. Так, если раньше все платежи шли через ЖЭКи, то теперь поставщиков услуг несколько, и на каждого из них – отдельная квитанция. К примеру, услуги по поставке холодной воды и водоотводу предоставляет «Киевводоканал», и, оплата будет совершаться по отдельной платежке прямо на его счет. Горячую воду и отопление поставляют в квартиры компания «Евро-Реконструкция» и «Киевэнерго», и оплата им теперь будет также совершаться по отдельной платежной квитанции напрямую на счет этих организаций.

После того, как услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотвода и отопления вывели из тарифов ЖЭКов, за ними осталось лишь обслуживание дома и прилегающей территории, а также газоснабжение. Таким образом, если вы недовольны предоставлением каких-либо услуг, теперь можно обращаться с жалобой напрямую в организацию, которая предоставляет те или иные услуги. Теперь более подробно о самой квитанции.

Содержание дома, газ и другие расходы

В новых платежных квитанциях указывается сумма с учетом 20% скидки за своевременную оплату коммунальных услуг, поэтому те, кто оплачивает счета после 20 числа, вынуждены платить на 20% больше. Но теперь эта скидка действует лишь на блок по оплате услуг за содержание дома и придомовой территории. На оплату услуг отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотвода эти скидки не действуют. Погасить задолженность переплатой за другую услугу тоже нельзя.

Горячая вода

Во многих квартирах в Киеве не установлены счетчики на горячую и холодную воду. В таких случаях в доме обычно есть общедомовой счетчик. От его показаний отнимаются показания внутриквартирных счетчиков, которые есть в доме, а оставшиеся кубометры делятся между квартирами, в которых приборы учета воды не установлены, пропорционально количеству прописанных людей. Если же общедомового счетчика горячей воды в доме нет, объем потребления рассчитывается по норме, которая зависит от комфортабельности жилья: обычно это 2,5–3,5 куб. м на каждого прописанного жильца в месяц.

Водоотвод и снабжение холодной и горячей водой раньше сводили в одну графу, а теперь развели в разные блоки, поскольку поставщиком горячей воды является «Киевэнерго» или «Евро-Реконструкция», а исполнителем услуги водоотвода – «Киевводоканал». При оплате или заполнении квитанции обязательно нужно обратить внимание, чтобы объемы поставки и отвода горячей воды совпадали.

Отопление

Подход к начислению платы за отопление также был изменен. Если ранее общая сумма оплаты разбивалась на месяцы на протяжении года, то теперь тепло нужно будет оплачивать исключительно во время отопительного сезона по факту предоставления услуги. Блок «Отопление» будет внесен в квитанцию и в теплое время года, когда за отопление платить не нужно. Это сделано для того, чтобы потребители могли погасить задолженность в любое другое время года или оплатить услугу авансом.

Если в здании есть общедомовой счетчик теплоэнергии, его показания распределяются между квартирами пропорционально их площади. Если такого прибора нет, применяется тариф за квадратный метр. Его умножают на площадь жилья. «Киевэнерго» также обещает, что если батареи включат посреди месяца, «холодные» дни в платежке будут вычтены.

Ошибки в квитанциях

Исправления в квитанциях не допускаются ни в левой, ни в правой частях. Если человек допустил ошибку при заполнении квитанции, у него есть 2 варианта: либо пойти в ЖЭК и там распечатать новую квитанцию, либо в банке взять чистый бланк квитанции и заполнить его самостоятельно. В случае несогласия с полученными начислениями по какой-либо из услуг, с этим в новых квитанциях проще – теперь можно оплатить 2 других квитанции, а с «неправильной» пойти разбираться в ЖЭК или другую обслуживающую организацию.

Большая информированность

Власти столицы планируют через ЖЭКи разместить в каждом подъезде дома инструкции по заполнению новых платежек. Также граждан собираются чаще информировать о случившихся авариях, о времени их устранения и пр. Всю эту информацию планируют размещать на досках объявлений у каждого подъезда. Все подъезды оснастят досками для объявлений с указанием графика уборки подъезда и придомовой территории, данных об организациях и лицах, ответственных за ликвидацию аварий в самом доме и на теплотрассах, водопроводах, электрических сетях вне жилого дома, а также контактных номеров аварийных служб.

P.S.

На обороте платежной квитанции находится подробное описание того, как ее нужно заполнять. В случае, если вы все же не разобрались, и вам не помогут наши советы, вы всегда можете обратиться за информацией в «Главный информационно-вычислительный центр» в Киевской городской администрации, который составляет, печатает и рассылает эти квитанции.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Андрей Щербина, первый заместитель директора ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр)

– Вместе с Законом №1198-VII от 10.04.2014 у нас прошел ряд изменений, в рамках которых потребитель оплачивает коммунальные услуги непосредственно на счета теплопоставляющих организаций. Таким образом, со всеми этими изменениями существенно изменилась и квитанция, которую получают жители: смена тарифа, смена подходов у разных исполнителей, разные подходы к начислению. Очень много вопросов возникает у потребителей после получения этой квитанции, поэтому буквально несколько слов по основным вопросам. Сегодня квитанция состоит из 3 основных блоков. В первом блоке с обслуживанием дома и придомовой территории совершается начисление за водоснабжение и отвод холодной воды. Это отдельный блок, который практически прошел без изменений по сравнению с прошлым видом квитанции. Также мы имеем еще 2 блока, которые отрывные – это централизованная поставка горячей воды и централизованное отопление. Есть нюансы в том, что раньше человек платил за горячую воду и водоотвод в одной графе, а сегодня эти услуги разделены, поэтому очень много вопросов возникает у потребителей по поводу разделения этих пунктов.

Также хочу обозначить, что сегодня мы оплачиваем поставку горячей воды и водоотвод по квартирным приборам учета. На что нужно обратить внимание потребителям, так это на то, что при заполнении квитанции важно, чтобы обе стороны (левая и правая) соответствовали друг другу, чтобы в них не было никакой разницы. В тарифе водоканала мы имеем после запятой 3 знака. Их не должно быть в квитанции, поэтому при заполнении квитанции нужно округлять этот тариф до двух знаков. Два отдельных блока нужно разрезать, но благодаря всем участникам процесса единую квитанцию удалось оставить. Все это для того, чтобы потребитель не ждал от различных исполнителей разные квитанции.

По поводу переплаты, которой пользуются люди в квитанциях. Ее необходимо использовать сугубо в тех блоках, по которым эта переплата была совершена. Нам еще нужно доработать механизм перерасчетов, когда после установки узла учета горячей воды разница квартирного и внутридомового учета при отсутствии потерь составляет в 2 раза, т. е. по внутриквартирным узлам мы имеем дисбаланс в 100%.

Петр Пантелеев, заместитель главы Киевской горгосадминистрации

– Мы понимаем, что из-за нового формата квитанции возникли ошибки при ее заполнении, а неправильно оформленные платежки становятся причиной незачисления денег на личные счета потребителей. Мы проанализировали наиболее типичные ошибки и дадим рекомендации по правильному заполнению квитанций. Эти рекомендации будут размещены в подъездах домов, на сайтах районных и столичной госадминистрации.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду