Система госрегистрации: что получим от реформы

13:38, 25 мая 2015
Газета: 19-20 (287-288)
«Мы не будем бороться с коррупцией. После реализации предложенной модели коррупция потеряет всякий смысл и отомрет сама по себе», – замминистра юстиции Гия Гецадзе
Система госрегистрации: что получим от реформы

 Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Учитывая сегодняшнюю политику нашего государства и опыт зарубежных стран, Минюст разработал пошаговый план реформирования сферы государственной регистрации, которым предусматривается до конца этого года завершить основной этап реформ по предоставлению административных услуг. Так, сферу регистрации ждет введение электронных сервисов, упрощение процедур, передача функций по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей органам местного самоуправления, нотариусам и банкам.

На сегодняшний день Министерство юстиции уже разработало и готово передать на рассмотрение Верховной Рады законопроекты, которые улучшат процедуры предоставления административных услуг. Об этом в ходе круглого стола в Минюсте сообщила первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова. «Мы представляем два законопроекта, направленных на улучшение и упрощение процедур предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, а также регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Кроме органов местного самоуправления и госадминистрации, право осуществлять регистрационные действия получат нотариусы, а также аккредитованные Минюстом банковские учреждения и государственные исполнители в тех случаях, когда дело касается наложения и прекращения обременений прав на недвижимое имущество», – отметила она.

Коррупции – бой

Презентуемая реформа, по задумке авторов, должна установить новые стандарты отношений между властью и населением. Одной из положительных перспектив станет устранение монополии в сфере оказания административных услуг. Чиновники в этот раз решили сделать акцент на том, что дают украинцам выбор. Тем самым они планируют убить двух зайцев. Во-первых, расширение круга тех, кто будет оказывать админуслуги, приведет к повышению качества сервиса. Во-вторых, сама собой исчезнет коррупция в этой сфере, так как у украинца будет выбор, и он, по мнению чиновников, не будет давать взятку, если таковую потребуют, а пойдет за услугой, например, к нотариусу.

«Мы не будем бороться с коррупцией. После реализации предложенной модели коррупция потеряет всякий смысл и отомрет сама по себе», – отметил заместитель министра юстиции Украины Гия Гецадзе. Правда, чиновник не учел причин возникновения этой коррупции, ведь органы местного самоуправления испокон веков оказывали те или иные услуги для малоимущей части населения, т. е. бесплатно или за небольшую плату, но в таких случаях граждане сталкивались с волокитой, частенько искусственно организованной загруженностью, а порой и невежливым обращением. В результате те, кто мог «позолотить ручку» чиновнику, прибегали к этому методу, а остальные терпели и ждали. Предлагаемые изменения, безусловно, удобны для тех, кто может позволить себе пользоваться услугами частного нотариуса: быстро, удобно, качественно, но… дорого. Остальным по-прежнему дешевле обойдется взятка чиновнику, и у последнего всегда найдется свой «клиент», так как он и дальше будет ссылаться на загруженность.

Реформа без затрат

Следует отметить, что в данном случае задуманное действительно можно реализовать без больших дополнительных затрат из госбюджета. Гия Гецадзе отметил, что Украина не имеет ресурсов, чтобы с нуля строить новую систему предоставления услуг, и времени, чтобы ждать, когда эксперты придут к согласию, как должна выглядеть новая структура. «Чтобы быстро получить результаты, мы отдаем эти функции уже готовым институтам. Например, нотариусы уже имеют опыт выполнения таких функций и собственные офисы, поэтому государство не потратит значительные средства на проведение этой реформы», – подчеркнул в ходе своего выступления замминистра.

Эксперты отметили целесообразность такой идеи, поскольку институт частного нотариата действительно функционирует на основе самоокупаемости и проявил себя с наилучшей стороны, к тому же, сегодня он насчитывает 7 тыс. практикующих специалистов по всей стране. Со своей стороны, директор департамента государственной регистрации Сергей Бенедисюк в ходе выступления сказал: «Мы обеспечим наличие внутренней конкуренции внутри каждой отдельно взятой группы и конкуренцию между различными группами субъектов регистрации – нотариусами, местным самоуправлением, банками». Это, по мнению чиновника, и будет регулировать ценообразование.

Еще одна особенность разработанных законопроектов – расширение принципа экстерриториальности при приеме документов. Имущество можно будет зарегистрировать не только в пределах района, но и в любом удобном месте в пределах области, а бизнес – вообще в любой точке страны. К тому же, эксперты отметили, что банки, которые будут аккредитованы и получат право регистрировать бизнес, попутно смогут предложить свои услуги по кредитованию, а для начинающего бизнеса это может быть полезным. Указанные меры должны отразиться на позиции Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. Так, эксперты отмечают хорошие перспективы повысить оценки Украины по 4 позициям, которые ведет Министерство юстиции.

Однако, как заметили представители бизнеса, в данном вопросе главное – не переусердствовать. Они попросили законодателя обратить внимание на то, что для регистрации первичного бизнеса действительно необходимо упростить все процедуры, а вот кругооборот документации уже работающих предприятий необходимо контролировать, иначе есть огромный риск, что партнеры по бизнесу в период споров с легкостью смогут распорядиться предприятием каждый на свое усмотрение. К тому же, на сегодня открыт земельный вопрос. Юристы предупреждают, что если параллельно снять мораторий на продажу земли и провести предлагаемую реформу, может возникнуть огромное поле для злоупотреблений.

О пользе и прибыли

Отметим, что некоторые положительные изменения в данной сфере уже произошли и хорошо себя зарекомендовали. Так, украинцы оценили предоставленную им возможность онлайн получать те или иные справки и документы, сидя у себя дома или в офисе. Оплатить такой сервис клиент может разными удобными для него способами. По словам Н. Севостьяновой, статистика показывает, что в прошлом году было выдано более миллиона разных справок, и были дни, когда выдавалось до 600 документов онлайн. Минюст решил не останавливаться на достигнутом и шагнуть дальше – новшества предусматривают широкое внедрение системы электронного документооборота и предоставление электронных сервисов, а документы будут заполняться не клиентом, а регистратором. Также вводится норма, которая дает возможность в случае наличия обременений или отсутствия какого-то документов не отказывать в регистрации недвижимости, а приостановить ее на срок до 30 дней, чтобы клиент мог разобраться с ситуацией и собрать документы, которых не хватает.

Кроме того, законопроекты нормируют и финансовые вопросы. При выполнении регистрационных действий специалистами местного самоуправления или государственных администраций все 100% уплаченных за услугу средств пойдут в местный бюджет. Если же услугу будут предоставлять специалисты «частного сектора», они будут оставлять 60% средств себе, а 40% перечислять в госбюджет.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Павел Петренко, министр юстиции Украины

– Мы вводим базовые европейские принципы децентрализации и приближения услуг к украинскому гражданину. Все услуги и сервисы, которые ранее предоставлялись Министерством юстиции, передаются в полномочия местных органов власти. Мы обращаемся к фракциям коалиции с просьбой как можно быстрее внести в парламент, рассмотреть и принять эти законопроекты, чтобы уже с 1 сентября граждане смогли почувствовать все предложенные изменения.

Наталья Севостьянова, первый заместитель министра юстиции

– Мы надеемся на эффективное обсуждение деталей и нюансов законопроектов и на поддержку парламента до летних каникул, чтобы осенью каждый из нас ощутил эффективность данной реформы. Это комплексная реформа, которую мы долго разрабатывали. Целью этих законодательных инициатив является создание конкурентной среды. В рамках децентрализации у вас есть выбор. Если, например, в органах местного самоуправления после проведенной реформы с вас потребуют взятку, вы просто разворачиваетесь и выбираете из 7000 нотариусов, которые работают в Украине, того, который заинтересован и зарабатывает в рамках предоставления этой услуги официально.

Сергей Бенедесюк, начальник департамента регистрации Минюста

– Данные законопроекты являются комплексными, и основная их идея заключается в отходе от эксклюзивности в предоставлении этих услуг. Будет расширена и территориальность их предоставления – в пределах области при регистрации прав на недвижимость и по всей Украине – при регистрации бизнеса. Это будет способствовать более качественному процессу предоставления административных услуг.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Ирина Литвинюк
    Ирина Литвинюк
    судья Апелляционного суда Черновицкой области
  • Виктор Колесник
    Виктор Колесник
    судья Конституционного Суда Украины
Новости онлайн